Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Эффективность введения ФГОС НОО, минимизация рисков (Ф-116)> Семинар в Калининграде> Н.Ю. Сандакова. «Новые финансово-экономические механизмы в сфере образования»
Презентация Натальи Сандаковой 

Сандакова Н.Ю. «Новые финансово-экономические механизмы в сфере образования – практика и перспективы внедрения»




20 октября в Калининграде в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых, и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» на базе областного образовательного учреждения кадетской школы-интерната «Андрея Первозванного Кадетский морской корпус» с сообщением на тему «Эффективность и институциональные механизмы привлечения инвестиций в образовательное учреждение» выступила Наталья Сандакова - эксперт ИПОП «Эврика».

Традиционно под инвестициями в сферу образования понимается приращение человеческого капитала. Говоря об инвестициях в систему образования, мы относим к инвестициям широкий спектр понятий – от бюджетного финансирования до внебюджетных средств. На сегодняшний день система образования заявляет о том, что ей на реализацию программ модернизации необходимы дополнительные средства, что необходимо увеличить объёмы финансирования. Но мы должны понимать, что государство и физические лица заинтересованы в получении чёткой информации о том, какой результат они получат в ответ на это увеличение.

Привлечение родителей в качестве инвесторов всех проблем не решит. Средства от добровольно-принудительных инвестиций будут потрачены на что? На дополнительную оплату работников образования, и только? А повлияет ли это на развитие учреждения? Мы должны понимать, что необходимы новые институциональные механизмы, которые дали бы импульс к развитию общеобразовательных учреждений и защитили бы права их руководителей.

В экономической теории зависимость изменения результата от увеличения объёмов финансирования определяется следующим образом: в зависимости от увеличения объёмов финансирования происходит увеличение валового регионального продукта. В настоящее время в рамках взаимодействия системы образования и государства по вопросам финансирования преобладает эмоциональный подход: декларируется, что средства в образование необходимо вкладывать. Но следует подняться до уровня постижения экономических закономерностей и вести разговор на языке цифр.

Что же ещё, кроме валового регионального продукта, можно получить от увеличения финансирования системы образования? Что хочет получить заказчик, физическое лицо?

Считают ли родители, что они получат высокий результат своих детей на ЕГЭ? Родители не уверены, что именно система образования обеспечит высокий результат ЕГЭ. Это, скорее, сделает репетитор…

Устроит ли инвесторов ответ, что мы получим личностные результаты, предметные, метапредметные (по стандарту)? А разве раньше поколение родителей, нынешних инвесторов этого не получало? Любой бизнесмен скажет, что у него эти компетентности были сформированы в достаточной степени и без требований нового стандарта.

Сегодня система образования должна быть готова дать чёткий ответ на вопрос «Что даст увеличение финансирования системы образования государству и физическому лицу?» Государство осуществляет инвестиции в систему образования в следующих формах: вводя норматив финансирования, предоставляя движимое и недвижимое имущество, землю, право пользования землёй и другими ресурсами, реализуя программу поддержки одарённых детей и другие целевые программы.

Но на данный момент ситуация такова: по расходам на образование Россия занимает в мировом рейтинге 109 место из 186. Чтобы увеличить объём финансирования на свои нужды, системе образования нужно доказать уровень востребованности её услуг. Наиболее перспективное направление увеличения финансирования – привлечение частных финансовых средств.

Принципиальное отличие частных инвестиций от государственных заключается в том, что инвестор ориентирован на получение прибыли, он потребует возврата вложенных средств или гарантий дохода.

Какими могут быть сегодня механизмы инвестиционных отношений в системе образования, механизмы привлечения частных инвестиций?

1. Создание эндаумент-фондов. Механизм деятельности эндаумент-фондов таков: жертвователи – те, кто вкладывает средства – вносят пожертвования в некий фонд; этот фонд необходимую сумму (на основе строгого соблюдения устава) передаёт управляющей компании (например, банку); банк вкладывает эти средства так, чтобы обеспечить доход.

Обратите внимание на принципиальное отличие: школы собирают средства – и расходуют сразу; эндаумент-фонд аккумулирует деньги в течение некоторого времени и получает доход. Отличен и механизм сбора средств: в эндаумент-фонд часто жертвуют выпускники, партнёры, это не родительские средства.

Есть сложности: по современному законодательству для создания эндаумент-фонда необходимо собрать не менее 3 миллионов рублей. Но школы ведь могут объединиться.

2. Механизм реализации строительства зданий для общеобразовательных учреждений  на основе инвестиционного договора.

Многие школы оказались перед необходимостью решать задачи строительства новых зданий для спортивных залов, бассейнов. Напрямую заключить договор с инвестором ОУ не может (по существующему законодательству). Но Управляющий совет, Наблюдательный совет может принять решение о передаче земельного участка учредителю, а учредитель имеет право заключать договор с инвестором на строительство. Конечно, инвестор, будет заинтересован в получении прибыли от эксплуатации этого спортивного зала во внеурочное время. Но в течение учебного дня, в рамках образовательной программы – зал в распоряжении школы.

3. Привлечение инвестиций на реализацию образовательной программы.

Сертификат участия в предоставлении платных образовательных услуг гарантирует инвестору получение дохода от реализации программы и удостоверяет право владельца на получение прибыли.

Именные облигации гарантируют права на получение прибыли. Когда речь идет об авторах программ, автономные учреждения могут оформить в виде займа эту облигацию, определив её стоимость, и сам автор образовательной программы будет получать процент и может вернуть всю стоимость облигации.

Руководители, общеобразовательных учреждений, педагогические коллективы оказались сегодня перед проблемой повышения инвестиционной привлекательности школы.

Аналитическая группа Калининградской области.

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100