19 октября в Калининграде в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических,
правовых, и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» на базе областного образовательного учреждения кадетской
школы-интерната «Андрея Первозванного Кадетский морской корпус» с сообщением на тему «Минимизация рисков
введения ФГОС НОО. Мониторинг введения ФГОС НОО» выступил эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика»
Сергей Горохов.
Эксперт отметил, что с этого года началась новая эпоха в системе образования. К нам пришли новые правила. Эти правила либо
зафиксируются в сознании населения, либо – нет. Как правила ГИБДД. Они всем известны, все принимают условие: нарушил
– плати.
Теперь учитель должен обеспечить новое качество образования, а администрация – условия для работы учителя.
Стандарт – это не только новые правила, но и новые качество и содержание образования.
Приятна активность и внимание средств массовой информации к данному вопросу. Мы должны готовить общественность.
Однако расставаться со старыми принципами трудно. Прежде всего, должна измениться технология работы учителя. К результатам
учителя предъявляются новые требования. Надо научиться фиксировать результаты своей работы, а не только ЗУНы.
Более подробно Сергей Горохов остановился на рисках, связанных с сведением ФГОС. К основным он отнес:
1. Неготовность педагогов к реализации новых видов деятельности для достижения новых – метапредметных и личностных
результатов. Средний возраст педагогов первых классов более 50 лет. В таком возрасте перестраиваться трудно, и это серьезная
проблема.
Механизм ее преодоления – новая система оплаты труда. Учителя должны четко понимать, за что и какие виды стимулирования
они получат. Далее - новая система повышения квалификации и аттестации учителей, а также мониторинг введения ФГОС.
Базовая часть должна описывать все виды деятельности учителя. Это будет оплачено. Система повышения квалификации должна
работать эффективно. А не как в случае с директорами школ, которые прошли курсы повышения квалификации по вопросу перехода
в автономию, но при этом ни одно учебное заведение не перешло в «автономку». Должна быть сформирована новая процедура
оценки результативности.
2. Сергей Горохов привел в пример учебное расписание кадетского корпуса, на базе которого проходит семинар: уроки –
до обеда, все внеурочные занятия, способствующие, например, развитию творческих способностей, – после обеда. Что это?
Игнорирование внеучебных видов деятельности? Невозможно давать до обеда ЗУНы, а после обеда развивать, воспитывать. Социальная
практика и уроки должны быть равноценны.
Механизм преодоления – введение нормативов.
3. Ориентация на традиционную результативность (ориентированность на ЗУНы при игнорировании метапредметных и личностных
результатов). Пример – тот же кадетский корпус и система рейтинга в роте. Успеваемость оценивается от 3 до 5 балов,
а другие результаты (кадетский слет, вокальный конкурс и т. д.) 0,1 - 0,6 бала.
Вспомним советскую школу: кроме аттестата при поступлении требовалась характеристика.
Слушатели оживились и задали вопрос: «А какие сейчас требуются результаты для поступления?».
На вопрос ответил Роман Селюков: «Только аттестат и результаты ЕГЭ. Но к 12 февраля 2012 года необходимо разработать
систему по учету других важных результатов образования. Институт образовательной политики «Эврика» имеет госконктракт
на разработку таких показателей».
Слушатели обратили внимание, что невозможно эти результаты сравнивать и невозможно оценивать, какие из достижений и результатов
важнее ребенку в его будущей жизни.
Роман Селюков привел пример: «Спортсмены в университетах США стали брендообразующим элементом учебных заведений.
Неправильно сравнивать разные достижения по какой-либо шкале баллов. Предметные результаты не есть показатель того,
что ребенок будет успешен в жизни.
Что происходит сегодня в профессиональном образовании? Образование – подготовка кадров для экономики? Однако в настоящий
момент с экономикой высшее образование никак не связано. Необходимо сделать так, чтобы иные результаты стали абсолютно воспринимаемы
и разделяемы людьми».
Сергей Горохов отметил, что советская школа не была плохой, она была хороша для тех условий. Сейчас условия изменились.
Социальное и экономическое пространство изменилось. Выпускники должны быть успешны в этих, изменившихся условиях. Родители
не понимают ценности результатов, новых результатов. Таким образом, ожидать помощи от таких родителей трудно.
4. Далее речь пошла о риске управленческой некомпетентности при введении ФГОС. Если я не могу действовать эффективно, то
должен либо измениться, либо уйти.
Слушатели иронично заметили, что заменить некем. Сергей Горохов парировал: «Если под рукой хирурга гибнут люди его
заменить некем? Исследования показали, что 20-30% процентов учителей нельзя подпускать к детям: они калечат их психику».
5. К рискам были отнесены поборы с родителей на новые виды деятельности. Если я хочу, чтобы учитель реализовывал новые
результаты, я должен эти новые виды деятельности оплачивать.
6. Кроме того, к рискам отнесли увеличение документооборота. Учителя повсеместно жалуются на увеличение бумаг.
Для решения проблемы необходимо установить минимальный перечень документов. Можно решить вопрос через открытый доступ
к документам, опубликованным на сайте школы.
7. Следующий риск - недостаточность финансирования введения ФГОС.
8. Отсутствие четких методик оценивания новых результатов. Пока не существует механизмов, которые позволят проверить,
какой учитель реализует ФГОС, а какой – нет. Если в дневнике есть только оценки, значит для меня, как для родителя,
только эти результаты становятся значимыми.
Мониторинг реализации введения ФГОС необходим. Задача мониторинга - оценка степени готовности системы образования к введению
ФГОС, соответствие условий требованиям стандарта.
В ближайшее время этот механизм начнет вводиться. Некоторое количество данных уже внесено в главный мониторинг
«Наша новая школа».
В задачи мониторинга не входит проверка степени готовности конкретной школы или конкретных педагогов к введению ФГОС,
он должен стать основанием для принятия административных решений. К мониторингу надо относиться ответственно и давать только
достоверную информацию.
Аналитическая группа Калининградской области.
|