20 октября в Калининграде в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических,
правовых, и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» на базе областного образовательного учреждения кадетской
школы-интерната «Андрея Первозванного Кадетский морской корпус» состоялось пленарное заседание, на котором были
подведены итоги работы в группах первого дня семинара. Ведущий - руководитель экспертной группы Института проблем образовательной
политики «Эврика» Роман Селюков.
Итоги первого дня работы проектной группы «Минимизация рисков перехода на ФГОС НОО. Мониторинг ФГОС НОО»
представила директор МОУ СОШ п. Корнево Багратионовского района Калининградской области Галина Яковлева.
Она отметила, что в отличие от остальных групп, на которых обсуждалось будущее, в ее группе шел разговор о настоящем.
Группа определила, что вся работа по реализации ФГОС НОО должна строиться и ориентироваться на фундаментальную идею ФГОС
НОО – создание человека нового качества: духовного, воспитанного, развивающего индивидуальные таланты, имеющего возможности
для самореализации.
Была сформулирована основная миссия новой школы: школа должна подготовить учащихся для будущего, научить моделировать и
проектировать завтрашний день. А для этого необходимо изменить содержание образования. Следовательно, при введении ФГОС должны
произойти определенные изменения в условиях образовательного процесса:
- большая самостоятельность учителя (свобода выбора, но ответственность за результат);
- развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
- подбор методик для работы с детьми разного уровня;
- мобильность и активность образовательной деятельности.
Данные изменения приведут к изменениям образовательных результатов. На первый план должны выйти метапредметные учебные
умения, совместное проектирование, умение переводить проблему в задачу.
Группа сформулировала следующие риски перехода на ФГОС НОО:
- работа в условиях новых ФГОС может базироваться на традиционных подходах;
- работа в условиях новых ФГОС может носить формальный характер;
- новые ФГОС не поймут и не примут родители;
- конфликт требований разных нормативных документов (ФГОС, СанПИН, БУП и т.п.);
- недостаточность выделяемого финансирования для создания условий, соответствующих новым ФГОС;
- учет особенностей «особых» детей, с отставанием в развитии;
- отсутствие в школе возможностей организовать эффективное психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС;
- недостаточные возможности организации внеурочной деятельности.
Итоги первого дня работы проектной группы «Механизмы минимизации рисков введения НПФ и НСОТ. Мониторинг зарплаты
работников ОУ» представил директор МОУ СОШ № 1 поселка Большое Исаково Алексей Голубицкий.
Группа получила техническое задание: установить, на сколько структура и методика расчета норматива обеспечивает введение
ФГОС.
В ходе работы группы было установлено, что в дополнительном финансировании нуждаются программы дополнительного образования.
Аудитория была едина в том, что, оставаясь в рамках сложившегося механизма финансирования, образовательные учреждения не
прогнозируют возникновение серьёзных рисков в условиях введения ФГОС.
Кроме того, в регионе уже действуют дополнительные коэффициенты на норматив:
- 1,2 – на классы, работающие в условиях ФГОС НОО;
- 1,05 – на дополнительные занятия спортом;
- 1,06 – на организацию внеурочной деятельности;
- 1,42 – на организацию уроков плавания.
К основным проблемам были отнесены следующие:
1. Недостаточность обеспечения учебных расходов для переоснащения классов, работающих в условиях ФГОС НОО.
И как способ ее решения – возможное целевое финансирование образовательных учреждений в 2012 году.
Аналитическая группа Калининградской области.
|