Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Эффективность введения ФГОС НОО, минимизация рисков (Ф-116)> Семинар в Калининграде> Выступление представителя регионального органа управления образованием
Презентация Светланы Трусеневой 

Выступление представителя регионального органа управления образованием




19 октября в Калининграде в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых, и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» на базе областного образовательного учреждения кадетской школы-интерната «Андрея Первозванного Кадетский морской корпус» с сообщением на тему «О введении ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО: региональные модели, достижения, перспективы и проблемы» выступила первый заместитель министра образования Калининградской области Светлана Трусенева.

 В сообщении были обозначены основные шаги, которые осуществил регион для перехода на новые стандарты в начальной школе, а также планируемые мероприятия по подготовке к введению ФГОС основной школы.

14 общеобразовательных учреждений области реализуют стандарт начальной школы второй учебный год для более 1000 учащихся. Это те учреждения, которые в прошлом году  стали победителями областного конкурса «Супершик», и получив дополнительные средства на реализацию представленных моделей, первыми перешли на ФГОС.

В текущем же году все образовательные учреждения Калининградской области, реализующие начальное общее образование перешли на ФГОС.

Для успешного перехода на новые стандарты на региональном уровне решаются следующие задачи: это обеспечение финансово-экономических механизмов, кадрового обеспечения, создание материально-технических условий, развитие системы оценки качества, системы духовно-нравственного воспитания и развитие общественно-государственного управления образованием.

1. Переход на НПФ образовательных учреждений, введение НСОТ, реализация регионального фонда качества образования являются теми работающими механизмами, которые позволяют системе образования переходить на качественно новый уровень, в том числе и переходить на новый стандарт.

В 2011 году наряду с повышением общего объема норматива, был увеличен норматив на учащихся, которые обучаются по ФГОС. Добавлены корректирующие коэффициенты по видам обучения – обучение по ФГОС, организация уроков плавания, проведение дополнительных спортивных занятий.

Другим видом финансовой поддержки является региональная программа «Развития Образования Калининградской области». Так, Конкурс «СУПЕРШИК»,  цель которого - обеспечение модернизации и развития инновационной инфраструктуры в системе образования, поддержка инновационной деятельности, направленной на совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования Калининградской области в этом году был направлен на выявление и поддержку учреждений апробирующих ФГОС основной школы. Победителями стали школа им.Тарасова Озерского района и гимназия №32 г. Калининграда.

Существенным источником  для развития школ является областной фонд стимулирования качества образования. Поддержка школ за результат, осуществляемая по итогам ежегодного рейтинга за счет фонда качества образования, также была продолжена. Фонд стимулирования качества образования действует третий год. Сегодня необходимо провести корректировку показателей с учетом требований ФГОС. В 2012 году перечень показателей будет добавлен показателями ФГОС, такими как реализация индивидуальных программ для учащихся основной школы, предоставление возможности дистанционного обучения, организация учета внеучебных достижений учащихся и т.д.

Однако, финансово-экономические механизмы  без грамотного руководителя – управленца ничего не значат.

На данном этапе роль руководителя-директора школы возрастает. Эффективность управления во многом определяет успешность перехода на ФГОС.

Соотнеся рост средней заработной платы учителей с ростом норматива нами было отмечено, что нет прямой зависимости между заработной платой и нормативом. Последнее повышение норматива на 14% привело к росту заработной платы учителей на 22%.

При повышении эффективности управления образовательным учреждением заработная плата растет быстрее норматива  

Действующая в регионе система оплаты труда имеет прямую зависимость от результатов и качества образования.

2. Подготовка кадров – следующая по важности задача при введении ФГОС.

Введение ФГОС требует новых подходов к работе, как руководящих работников, так и учителей.

 Чтобы осуществить  подготовку педагогических работников к переходу на ФГОС в регионе была изменена организация планового повышения квалификации – переход на индивидуальные маршруты ПК, персонифицированный подход.

Тема ФГОС стала частью инвариантного блока программы ПК для всех педагогических работников.

В 2011 году Правительством Калининградской области выделены дополнительные средства на ПК всех учителей первых классов, директоров ОУ и их заместителей. Данная подготовка ведется с использованием дистанционных технологий и будет завершена до конца года.

Калининградская область вошла в число победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий на поддержку региональных программ развития образования по реализации мероприятий в рамках ФЦПРО на 2011-2015 г. в разделе общее образование.

За счет выделенной субсидии созданы стажировочная и базовые площадки. Стажировочной площадкой в нашем регионе выступает региональный Институт развития образования, в качестве базовых площадок – 17 общеобразовательных учреждений, которые обладают потенциалом по внедрению и тиражированию инновационного педагогического опыта. Реализация проекта позволит провести: обновление технопарка площадок, приобретение учебно-лабораторного оборудования, разработку учебно-методических модулей, организацию информационного сопровождения проекта, и собственно повысить квалификацию более 1000 человек, как из нашего региона, так и из других регионов.

Новые подходы к аттестации педагогических работников также направлены на их подготовку к работе по новым ФГОС.

3. Создание современных условий – еще одно требование ФГОС.

Значительные финансовые средства  были направлены на создание  современных условий   в ОУ, необходимых для реализации ФГОС, для формирования современной образовательной среды, для достижения  нового результата образования.

Наличие опорных школ позволяет пошагово организовывать новую среду.

В этом учебном году начата реализация проекта «Электронные учебники», который предполагает участие 5 общеобразовательных учреждений области в эксперименте.

Мы наращиваем имеющуюся базу, а также ведем строительство новых школ. Три введены с 2008 года. В ближайшее время планируется ввод еще трех школ.

Наряду с созданием новой образовательной среды необходимо перестраивать и организацию всего образовательного процесса. Опорные школы показали, что подходы могут быть разные, и должны опираться в первую очередь на запросы учащихся и родителей, запрос социума.

Организация образовательного процесса должна опираться на динамическое, нелинейное расписание учебных занятий.

4. Обучение по новым стандартам неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием, и открывает новые возможности более последовательного и содержательного сотрудничества с семьями учащихся, неформальной реализации программ воспитательной и развивающей деятельности, эффективного взаимодействия общеобразовательных учреждений с социальными партнёрами. Эта работа школы должна носить системный характер. Важным является не количество и разнообразие мероприятий, а ценностные ориентиры, прививаемые в школе.

 5. В регионе с 2007 года формируется региональная система оценки качества образования, включающая процедуры итоговой аттестации, систему мониторинговых исследований и систему портфолио учащихся.

Мониторинговые исследования являются инструментом для принятия управленческих решений, как на уровне региона, так и на уровне образовательного учреждения,  позволяют оперативно вносить изменения в систему повышения квалификации педагогов. А также позволяют учителю отслеживать индивидуальную динамику развития учащегося и корректировать траекторию обучения.

Система РСОКО должна развиваться, сегодня важно иметь инструментарий измерения результатов, обозначенных в новом стандарте, и выстроить систему учета внеучебных достижений учащихся.

Работа по выстраиванию системы оценки качества должна проводиться и на уровне школы, во многом ее наличие и функционирование обеспечивает достижение результата

6. Открытость школы, вовлеченность всех участников образовательного процесса в  школьную жизнь, активное участие школы в жизни социума – это обязательные элементы современной школы. Реализовать новый стандарт без поддержки представителей общественно-государственного управления невозможно.

В нашем регионе с 2007 года (периода апробации ФГОС) ведется работа по освещению и  разъяснению  концепции государственных образовательных стандартов общего образования среди родителей и общественности в рамках переговорных площадок, публикаций, открытых обсуждений. В текущем году выпущена памятка для родителей первых классов, действует горячая телефонная линия, созданы специальные разделы на сайтах Министерства образования и Института развития образования.

Данную работу следует продолжать, на уровне образовательного учреждения следует реально вовлекать родителей в обсуждение основной образовательной программы, в процесс планирования создания условий, передавать реальные полномочия общественным органам управления.

Открытая электронная образовательная среда школы также может выступать переговорной площадкой  родителей, учащихся, учителей и администрации.

В завершении сообщения Светлана Трусенева обратила внимание присутствующих на то, что совсем скоро - в 2015 году всем предстоит реализовывать стандарт основной школы и отметила важность сегодняшнего обсуждения с участием экспертов Института образовательной политики «Эврика» по вопросам оценки качества основного общего образования.

Аналитическая группа Калининградской области.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100