14 октября 2011 года в Хабаровске в рамках общественного обсуждения «Эффективность
введения ФГОС, минимизация экономических, правовых, и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» с докладом
на тему «Минимизация рисков перехода на ФГОС. Мониторинг введения ФГОС НОО» выступил Сергей Горохов, эксперт ИПОП
«Эврика».
В своем выступлении эксперт выделил основные риски перехода на ФГОС и способы их минимизации.
Риски на уровне педагога:
1. Неготовность реализовывать новые виды деятельности (для достижения новых – метапредметных и личностных результатов);
Способы минимизации риска:
- новая система оплаты труда;
- новая система повышения квалификации и аккредитации;
- мониторинг возможностей;
2. Ориентация на традиционную результативность (ориентация на ЗУНы при игнорировании метапредметных и личностных результатов);
Способы минимизации риска:
- новая система оплаты труда;
- новая система повышения квалификации и аккредитации;
- ориентация на новые образовательные достижения (в том числе – новые способы проверки готовности к подростковой
школе);
3. Игнорирование внеучебных видов деятельности;
Способы минимизации риска:
- введение иных видов деятельности в норматив (см. требования РФ);
- новая система оплаты труда;
- формирование новых процедур оценки результативности деятельности педагога;
Риски на уровне общества (родителя):
1. Субъективный, личностный опыт (игнорирующий новые вызовы, социальные условия и т.д.);
Способы минимизации риска:
- включение представителей общественности в диалог по поводу результативности и содержания образования;
- просвещение (на уровне личностных контактов);
- инициирование объективного освещения процессов модернизации образования в СМИ.
2. Необходимость поддерживать новые виды деятельности;
Способы минимизации риска:
- иные (новые) требования к результатам и способам оценки образования;
- формирование мотивации (ответственности) родителей за будущее школьника;
Риски на уровне администрации образовательного учреждения:
1. Управленческая некомпетентность при введении ФГОС;
Способы минимизации риска:
- система повышения квалификации (с учетом новых требований);
- ориентация на новую результативность образования;
- обсуждение с Управляющим советом ОП и критериев оценки эффективности реализации;
2. Недостаточность условий для введения ФГОС;
Способы минимизации риска:
- грамотное распределение субсидий с федерального уровня;
- грамотное заполнение показателей мониторинга;
- региональная политика (определение приоритетов);
Риски на региональном уровне:
1. Увеличение документооборота;
Способы минимизации риска:
- определение необходимого (минимального) перечня документов;
- мониторинг реализации ФГОС НОО;
2. Недостаточность финансирования введения ФГОС;
Способы минимизации риска:
- включение в норматив новых видов деятельности, обеспечивающих реализацию ФГОС;
- лоббирование включения в норматив средств на реализацию ФГОС;
- определение показателей качества образования (модельная методика распределения стимулирующей части в зависимости от результата);
3. Отсутствие механизмов оценки реализации ФГОС НОО;
Способы минимизации риска:
- включение в региональную методику НСОТ показателей для распределения стимулирующей части ФОТ на основании ФГОС;
- заказ на разработку КИМов для оценки метапредметных результатов.
Иван Трифонов
|