13 октября 2011 года в Хабаровске в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация
экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» выступил эксперт ИПОП «Эврика»
Владлен Игнатович с сообщением «Требования к технологии работы учителя в рамках новой концепции оценки качества основного
общего образования».
Основной проблемой технологии работы учителя в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования является
переход от учебной деятельности как основного фактора социализации и развития подростка к широкому контексту его образовательной
деятельности.
По старому стандарту:
- монополия учебной деятельности как главного средства социализации и развития;
- использование иных видов деятельности ребенка только как формы, подлежащей заполнению дидактическим содержанием;
- индивидуализация как приспособление единого для всех образовательного маршрута к индивидуальным особенностям отдельного
ребенка.
По новому стандарту:
- спектр взаимодополняемых и равноправных в своем значении видов творческой деятельности детей как средства их развития
и социализации;
- индивидуализация как как выстраивание ребенком своей индивидуальной образовательной траектории во взаимодействии с педагогами
и другими детьми.
Технологический аспект введения ФГОС был озвучен с трех позиций:
1) Образовательное проектирование как социализирующая деятельность учащихся;
2) Индивидуальный образовательный маршрут как проект ученика;
3) Образовательная технология как проект учителя.
По внешнему плану проектирования проект – это общая ориентировка в ситуации (что именно не устраивает в том, что
имеется); проблематизация (противоречие между тем, что надо и тем, что есть); определение конкретной цели; выдвижение гипотез;
преобразование ситуации.
По внутреннему плану – самоопределение субъекта (какое это имеет отношение лично ко мне); развитие сети; формирование
новых направлений, появление новых целей; смена лидеров; преодоление кризисов; проявление эффектов; рефлексия.
Владлен Игнатович подчеркнул, что новое содержание образования должно быть направлено на открытие проблемности и смыслов
окружающих человека реальностей; на выявление зон неопределённости и развития социальной и профессиональной деятельности;
на культивирование разнообразных форм творческой активности учащихся.
Иван Трифонов
|