14 октября 2011 года в Хабаровске в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация
экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» выступил эксперт ИПОП «Эврика»
Роман Селюков с сообщением "НПФ и НСОТ: механизмы эффективного ведения и развития, минимизация рисков".
В своем выступлении эксперт рассмотрел следующие ключевые индикаторы:
- Динамика выравнивания удельных расходов на одного ученика;
Данный индикатор может характеризовать корректность введения и эффективность реализации НПФ. Чем выше дифференциация удельных
расходов на одного учащегося в муниципалитете (регионе), тем ниже качество управления и тем меньше средств распределяется
по прозрачным и объективным параметрам.
В частности, высокая дифференциация удельных расходов в муниципалитетах может свидетельствовать о фактическом паразитировании
местного бюджета за счет регионального.
- Динамика снижения количества нормативов;
Логика снижения дифференциации удельных расходов на 1 ученика продолжается этим индикаторов. Сужение коридора удельных
расходов в конечном счете приведет и к сокращению количества нормативов.
- Доведение средств по нормативу до уровня ОУ;
Только доведение средств по нормативу до уровня школ гарантирует финансово-хозяйственную самостоятельность школ. В противном
случае директора школ не будут сокращать неэффективные расходы, наращивая ФОТ учреждения.
- Наличие муниципального норматива финансирования ОУ;
Наличие муниципального норматива гарантирует получение школой всех средств, которые ей положены (в том числе на обслуживание
и содержание здания и оборудование). Это позволяет избежать секвестирования смет школ в конце года и делает возможным перераспределения
экономии средств на коммунальных расходах на заработные платы учителей.
- Наличие нормативов финансирования образовательных программ для детей с особыми нуждами (что особенно актуально
в формате введения инклюзивного образования);
Появление таких нормативов – единственно эффективный способ развития рынка образовательных услуг. Такой подход безотказно
уже работает, оживи рынок услуг дошкольного образования и присмотра в ряде субъектов Российской Федерации.
- Наличие нормативов финансирования образования в сети Интернет;
Для развития интернет-технологий бесспорно нужны институциональные решения, которые оживили бы рынок образовательных услуг
в сети Интернет.
- Развивающий характер нормативно-подушевого финансирования для школ, располагающихся в малых поселениях;
Принципиальная позиция – не выделять в отдельный вид норматив финансирования для малокомплектных школ. Необходимо
просто для этих школ формировать муниципальные и государственные задания, если эти школы важны для региона или муниципалитета
и их нужно сохранять в виду того, что они решают ряд социокультурных задач.
Слушателям семинара был предложен содержательный материал. В ходе выступления были даны чёткие ответы на возникающие вопросы,
представлены конкретные примеры решения возникающих рабочих проблем в разных субъектах РФ.
Иван Трифонов
|