2 октября 2011 года в Иркутске в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация
экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» с докладом «ФГОС НОО: механизмы
эффективного введения и минимизации рисков. Мониторинг введения ФГОС НОО» выступил эксперт ИПОП «Эврика»
Игорь Шиян.
Эксперт выступил с тезисом о том, что система российского образования не успевает перестраиваться под требования современного
мира. Так, в рейтинге вузов МГУ занял только 77 место, российские школьники в международных исследованиях сформированности
учебных компетентностей (типа PISA) стабильно занимают низкие позиции.
Изменилось ли наше образование в худшую сторону? Конечно же, нет. Изменился контекст. В этом смысле введение нового стандарта
результатов и качества образования – это шанс! При условии, что будут совершены необходимые шаги.
Особое внимание Игорь Шиян уделил цели мониторинга реализации ФГОС. Цель мониторинга - НЕ оценка деятельности педагога,
а получение обратной связи о готовности системы образования к введению ФГОС. Чем лучше учитель подготовлен к реализации стандарта,
тем лучше будет реализация стандарта. «Готовность или неготовность учителя – это не только его ответственность,
- поясни докладчик. – Если учреждения сейчас дадут самонадеянный ответ, что они полностью готовы к стандартам, то они
закроют глаза на проблемы». Необходимо определить точки, которые требуют внимания и вложений.
Главным содержательным фактором достижения результатов и качества, требуемых ФГОС, является формирование универсальных
учебных действий (УУД), достижение метапредметных результатов. Докладчик привел в пример некоторые из них:
УУД -1. Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
и искать средства её осуществления
УУД -2. Ребенок умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта
характера ошибок
УУД – 5. Ребенок может осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий
УУД – 6. Ребенок умеет работать в малой группе: задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для
совместного решения задачи
Поскольку есть новые ориентиры в сфере качестве и результатов образования, то должны быть и новые условия образовательного
процесса и новые оценочные процедуры. В этой связи, выбор учебно-методического комплекса (УМК), по которому будет работать
в течение года учитель, требует с его стороны личной ответственной позиции.
«Не все УМК ведут к достижению новых стандартов, - поясни эксперт – По идее, основанием для выбора УМК должна
быть эффективность реализации ФГОС. Но зачастую выбор происходи на других основаниях – личные предпочтения учителя;
оснащенность и знания методистов; иногда какой-то УМК настойчиво рекомендуется сверху, финансовые причины и т.д.».
Риски проведения мониторинга ФГОС:
- Отсутствие «общего языка».
Необходимо договориться о понимании требований к результатам и качеству образования. Необходимо прояснить и определить
понятия и технологию формирования УУД (что значит самооценка школьника, способность самостоятельно ставить учебную задачу
и т.д.) – это возможно только при активном взаимодействии внутри педагогического профессионального сообщества.
- Отсутствие профессиональной рефлексии.
Педагогические профессиональные ОУ всегда работать по методикам, но оценивать и корректировать собственные профессиональные
действия не учили. Это тенденция в мире. Основное содержание всех курсов ПК. Ответственность учителя.
- Страх санкций.
Зачастую, учителю страшно признать, что распространенный в школе учебник не приспособлен развивать самостоятельность ребенка,
что оценочные инструменты не подходят под принятые учителем образовательные задачи, что в школе нет достаточного обеспечения
интернетом и нет технологии wi-fi и т.п.
- Итоговая аттестация.
В системе ООО пока что утвержден один инструмент оценки качества – ЕГЭ, ориентация на результаты, измеряемые ЕГЭ
не способствует реализации ФГОС. В этой ситуации большой вес имеет личная позиция и ответственность учителя.
Мониторинг введения ФГОС будет запущен 5 октября и закончит сбор информации 5 ноября. Итоги будут подведены в ноябре
2011 года.
|