В рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых и социальных
рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» эксперт ИПОП «Эврика» Наталья Шадрина рассказала об институциональных
механизмах минимизации рисков перехода на НПФ и НСОТ.
На НПФ и НСОТ в той или иной мере перешло большинство субъектов Российской Федерации. В разной степени успешности эти экономические
механизмы дали результаты. Были проявлены и ключевые риски.
Недоведение средств по нормативу до уровня ОУ.
Механизмы доведения средств по нормативу до уровня школ должен фиксироваться в соглашении региона и муниципалитета. Можно
фиксировать и регламенты деятельности учредителей ОУ по финансированию ОУ в документах, реализующих 83-ФЗ.
Недофинансирование школ учредителем в рамках финансирования муниципальных обязательств (содержание здания, оборудования,
ремонты, коммунальные расходы и др.)
Институциональный механизм снятия рисков – реализация 83-ФЗ и определение муниципального норматива. В случае
отнесения учреждения к типу АУ или БУ у учредителя нет возможности недофинансировать учреждение, секвестируя ее расходы в
конце года. В рамах механизмов финансирования муниципальных заданий недофинансирование становится невозможным.
Введение ФГОС требует больших объемов финансирования, чем сегодня реально имеются, так как состояние инфраструктуры школ
сильно изношена.
Требуется формализация требований к условиям реализации основной образовательной программы ступени ОУ в нормативных актах,
регламентирующих муниципальное задание ОУ при реализации 83-ФЗ. Должна быть корректно определена величина муниципального норматива
– не исходя из имеющихся объемов средств, а исходя из реальной стоимости этих условий.
При доведении средней заработной платы педагогов до уровня средней зарплаты по экономике региона есть риск нивелирования
эффектов работы муниципалитетов по оптимизации (повышению эффективности) сети образовательных учреждений, повышению эффективности
бюджетных расходов. Если ставить задачу довести среднюю зарплату учителя до средней по экономике региона, добавив каждому
муниципалитету недостающий объем средств до этого фиксированного уровня, мы разрушаем систему нормативно-подушевого финансирования.
Снятие риска лежит в плоскости институционального закрепление увеличения регионального норматива финансирования ОУ, в объеме,
достаточном для увеличения средней зарплаты учителя в регионе в целом до средней зарплаты по экономике региона и доведение
этих средств до школ, стимулируя деятельность муниципалитетов по сокращению неэффективных расходов. Страховочный механизм
– введение конкурсного распределения средств между муниципалитетами и школами на увеличение стимулирующих выплат педагогам
под обязательства, которые муниципалитеты и школы должны взять на себя.
Иван Трифонов
|