Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Секция 1. «Развитие кадрового потенциала системы образования»





В рамках Всероссийского семинара по модернизации региональных систем общего образования состоялась работа секции «Развитие кадрового потенциала системы образования».

Ведущий секции: заместитель директора департамента общего образования Минобрнауки России И.И.Тараданова.

В дискуссии приняли участие эксперты: Н.П. Дерзкова, В.Б.Лившиц, В.Д.Шадриков, В.Г.Пиркова; также представители систем образования Московской, Томской, Псковской, Ярославской областей, Краснодарского края и Республики Татарстан.

Основные темы обсуждения:

  • повышение квалификации, профессиональная переподготовка учителей и руководителей общеобразовательных учреждений для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • проведение аттестации учителей общеобразовательных учреждений;
  • решение задач по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения;
  • совершенствование пенсионного обеспечения учителей как фактора социальной поддержки и условия повышения качества образования.

 

Наибольшее внимание участники секции уделили первому вопросу – повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей и руководителей образовательных учреждений для работы в соответствии с ФГОС. Баграмян Э.Р., и.о. ректора Педагогической академии Московской области, озвучил вопрос, волновавший большинство участников семинара -  чем обусловлено требование переподготовки директорского корпуса в стандарте начальной школе. Эксперт, Наталья Дерзкова, отметила, что системный переход, связанный  с введением стандарта, предполагает серьезные требования к руководителям образовательных учреждений. Введение стандартов не должно быть воспринято в ряду локальных инноваций, реализация которых уже стала привычной. «Это системообразующее изменение, которое требует от руководителей иных профессиональных качеств, в частности, управленческого образования, которого недостает большинству сегодняшних директоров. Встают задачи подготовки управленцев в области экономики, права. Практика показывает, что даже новые знания не всегда можно передать за 72 часа, тем более сомнительно, что будут сформированы новые компетенции».

Участники семинара, тем не менее, отметили принципиальность уточнения формулировки четвертого показателя: «…доля учителей и руководителей образовательных учреждений, которые проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС». Было предложено в ближайшее время внести изменение в документ и заменить союз «и» в формулировке данного показателя на союз «или». В числе одного из весомых аргументов звучала продолжительность обучения (более 500 часов) при профессиональной переподготовке. Альтернативная формулировка показателя позволит обеспечить различные вариативные формы повышения квалификации или профессиональной подготовки.  В случае если не удастся внести изменения оперативно,  и соглашения уже подписаны, нужно составить письмо с подробной интерпретацией показателей, которое смогло быть стать основанием для подсчета показателя и предоставления данных в отчете.

Второй важный момент, который отмечался в ряде выступлений экспертов, а также представителей регионов, касается  вопроса о том, каким образом введение ФГОС рассматривается как фактор развития системы дополнительного профессионального образования с одной стороны, и, с другой стороны, насколько  модернизации системы дополнительного  проф. образования выступает как ресурс реализации ФГОС.

Андрей  Зоткин, Томская область, высказал опасения касательно неготовности сегодняшней  системы повышения квалификации к  плодотворной деятельности, т.к. сама система не имеет той развивающей образовательной среды, которая должна быть создана в школе. По мнению А.Зоткина, такие среды нужно создавать, разворачивать систему ПК на базе площадок и центров, где такие среды уже созданы и успешно функционируют. Кроме того, не достаточно проработаны программы стажировок руководителей.

Шадриков В.А.,  директор института содержания образовании ВШЭ, отметил, что новые стандарты вобрали в себя все новейшие достижения педагогики и психологии, часть из которых неоднозначно трактуется, в том числе, и среди профессионалов. По мнению эксперта, учителя, читая стандарт,  находятся в ситуации неопределенности, именно поэтому разработка программ по подготовке учителя (не организационная, но содержательная) - первоочередная задача.

Таким образом, остро стоит вопрос о том, кто будет выполнять переподготовку кадров. При этом задача сформулирована довольно жестко – все учителя начальных классов должны пройти ПК и с сентября начать работать по новым стандартом. Важно так распределить свой ресурс в центрах повышения квалификации, чтобы решить эту задачу, не упустив другие приоритетнее направления. Участники секции признали целесообразным рекомендовать, во-первых,  использовать возможности  гибких персонифицированных моделей повышения квалификации,  модульный принцип реализации образовательных программ, и накопительной системы ПК для реализации данной позиции. Использовать  возможности сетевого взаимодействия как на федеральном, так и на региональном уровнях, задействуя возможности и дистанционных форм повышения квалификации, и проведение вебинаров, в том числе, с разнообразным тьюторским сопровождением.

Вторая задача, связана с тем, что заказ на повышение квалификации должен исходить от руководителей образовательных учреждений. Заказ со стороны учителей – политически, медийно новая тема, тем не менее, модели такого рода в некоторых  регионах уже существуют. По мнению В.Б. Лившица, должна существовать прямая связь на уровне финансовых отношений между институтами повышения квалификации и базовыми школами. «Это поле должно стать конкурентным. Не решая общеэкономических вопросов невозможно выстроить эффективную систему».

Третье. Повысить практикоориентированность подготовки педагогов, более активно задействуя стажерские площадки. Проведение выездных практических занятий, а также создание развивающей среды, позволит осваивать фундаментальные знания и содержание иного типа, основываясь на методологии деятельностного подхода.

Следующий важный момент, который отмечали участники данной секции, связан с вопросами ускорения процесса разработки и утверждения федеральных государственных  требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования, которые должны носить рамочный характер. 

 

 

Презентация Дерзковой Н.П. "Роль системы дополнительного профессионально образования в развитии кадрового потенциала системы образования". 

Второй вопрос, который обсуждался на секции, связан с проведением аттестации учителей. В ряде регионов зафиксировано большое количество жалоб на чрезмерно жесткую «экзаменовку» учителей. Комментируя практику судебных разбирательств по этому вопросу, эксперты отметили, что задача введения механизма аттестации в том, чтобы в школе работал современный, конкурентоспособный педагог. В этом смысле и методика, и правовая база должны удерживать этот приоритет. По мнению экспертов, у субъектов сейчас есть возможность разработать свои индивидуальные подходы к аттестации педагогов разных ступеней, а также  адаптивную сбалансированную методику и технологию проведения аттестации. Процедура должна быть прописана именно на региональном уровне в соответствии с потребностями и особенностями субъекта.

В.Б Лившиц напомнил, что в Псковской области был проведен семинар, на котором обсуждались уже отработанные в регионе технологии. На данный момент это базовый регион, у которого можно заимствовать готовую технологию, которую представил проректор по учебной работе Псковского ИПКРО, Степанов В.Г. 

Презентация Степанова В. (Псковская область) 

Вторая рекомендация касается обучения экспертов, которые будут задействованы в процедуре проведения аттестации. Стоит направить отдельные усилия на подготовку специалистов в этой области.

В-третьих, необходимо уделить внимание формированию  банка КИМов и накопительных тестовых заданий для осуществления аттестационной процедуры.

Кроме того, важно оценить расчет экономических затрат на проведение аттестации для последующего учета их в бюджетах расходов на образование.

Третий вопрос, который  рассматривался в рамках деятельности секции - совершенствование пенсионного обеспечения учителей, как важнейшего направления их социальной поддержки и условия повышения качества образования. В завершении работы группы Лившиц рассказал о деятельности НПФ «Образование и наука» и эффективном способе управления накопительной частью пенсии.

 

 

 

 

 

Моя будущая пенсия (Лифшиц В.) 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100