27 июня 2010 года на экспертно-аналитическом семинаре «Реализация комплексного проекта модернизации образования
Иркутской области в разрезе направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» проходила работа
группы «Институциональные рамки обеспечения достижения учащимися всех типов результатов образования». Федеральный
координатор: Ольга Шиян.
Региональные координаторы: Наталия Переломова (г. Иркутск), Ирина Каменяр (г. Иркутск).
Ольга Шиян обозначила круг задач, которые необходимо решить в ходе работы секции, сделав акцент на институциональном характере
формирования социальной компетентности обучающихся. Наталья Переломова подвела итоги работы, которая была проделана
в Иркутской области за последние полгода. Проблема развития социальной компетентности обучающихся, как основного результата
образования, была выбрана неслучайно. В Иркутской области уже были реализованы проекты, связанные с социализацией детей на
уровне образовательного учреждения, такие как: развитие социальных компетентностей у детей сирот, развитие российской идентичности
(г. Саянск), создание сети школ личностно-профессионального развития (г. Черемхово), развитие социальной компетентности школьника
как основного результата образования (г. Иркутск) и др.
В ходе работы проектной команды, в которую вошли семь пилотных территорий, были определены общие подходы, в частности:
что считать социальной компетентностью, какой набор компетенций составляет социальную компетентность. Пилотным территориям
было предложено самостоятельно разработать индикаторы и подобрать диагностический материал для определения сформированности
социальной компетентности выпускников ДОУ, 4-х, 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы, определить набор видов деятельности,
которые способствуют в урочной и внеурочной деятельности формированию социальной компетентности.
Итогом работы проектной группы выступит разработка документа об уровне развития социальной компетентности у обучающихся,
а также методические рекомендаций для министерства образования Иркутской области.
Ирина Каменяр предложила рассмотреть проблему формирования социальной компетентности обучающихся во взаимосвязи с государственной
итоговой аттестацией выпускников.
Перед участниками группы выступили представители пяти пилотных территорий, обобщив свой опыт работы в данном направлении.
От Усольского района выступала Марина Тараканова, она предложила ввести экспертные карты наблюдений: «сформированность
социальной компетентности». В ходе работы над этим направлением возник ряд вопросов: насколько готов эксперт к экспертной
деятельности, насколько у него сформированы социальные компетентности, каким должно быть оптимальное количество экспертов.
Была предложена схема проведения исследований – один раз в течение года с автоматизацией сбора и обработки данных.
В Саянске, который представляла И.Г.Федяева, сделан акцент на профориентационной работе.
В выступлении Н.И.Нелюбы из Усть-Илимска прозвучали следующие задачи: определение сущности и структуры феномена «социальная
компетентность», определение набора социальных компетентностей у дошкольников и школьников в урочной и внеурочной деятельности,
разработка процедуры исследований, отбор диагностического инструментария, разработка карты наблюдений, экспертного заключения.
С.В.Сульгина (г.Черемхово) сообщила, что существуют разные этапы сформированности социальной компетентности в зависимости
от возрастного этапа (выпускников ДОУ, 4 класса, 9 класса, 11 класса), описаны разные линии возрастного развития таких параметров,
как: социальное взаимодействие, общение, работа с информацией и т.д.
Из выступления Л.В.Пьянникова (г.Ангарск): через работу ассоциации «Лидеры в образовании» определили уровни развития
социальной компетентности школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Аналитическая группа Иркутской области
|