Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция Романа Селюкова «Модернизационные региональные институциональные преобразования в условиях реализации федеральных трендов при поддержке из федерального бюджета»




Лекция Романа Селюкова, заместителя директора АНО ДПО ИПОП «Эврика» «Институциональная модернизация сферы образования в субъектах РФ через реализацию ключевых трендов государственной политики в сфере образования»
 
Несмотря на периодичные всплески модернизации образования в Советском союзе, да и в России постсоветского времени, особых результатов получено не было, так как все изменения не были закреплены в нормативно-правовых актах.
 
Мы все с 1 сентября вводим новый ФГОС начального общего образования, но не нужно проводить диагностику, чтобы понять, что далеко не все учителя начальных классов знают все результаты образования, описанные в стандартах, тем более могут и умеют их оценивать. Все потому, что на региональном и муниципальных уровнях не приняты свои нормативные акты, то же самое можно сказать и о понимании того, чем будет сопровождаться переход с первой ступени обучения на вторую и т.д.
 
Ключевые тренды федеральной образовательной политики:
1.Направление на саморегулирование в сфере образования (ФГОС — это не минимальный набор знаний, умений и навыков, а система требований. Содержание обучения раньше определяли БУП и Примерные учебные программы. Все содержание образования, судя по финансированию образования, сводится только к обучению. Значит, и результаты должны быть лишь учебные. Если уйти от уроков как единственно возможной формы образования детей, то нужно будет определиться: это вместе с учебным планом, это вместе с учебным планом, либо это как-то пересекается? Пафос всех действий, происходящих в пилотных территориях Проекта, сводится и к тому, как сделать легитимными те новые формы занятий с детьми, которые будут приносить новые результаты. Каждый учитель, особенно высшей категории, должен понимать, что конкретный образовательный результат может быть получен не только за счет часов учебного плана, но и за счет часов внеурочной деятельности. Это должно быть положено и в основу новой аттестации.
 
2.Изменение представлений о критериях качества образования.
На вопрос о том, что заказчикам нужно от школы, среднестатистичекий родитель скажет, что ему важно, чтобы его ребенок учился в хороших условиях, был максимально занят и получил  в конце хорошие оценки, сдал ЕГЭ и поступил в вуз.
Почему нынешние успешные бизнесмены почти все — из бывших школьников? Потому что они в школе научились обходить формальные барьеры, при этом формируя перевернутые нравственные представления. Значит,  социальная практика в школе должна стать основой для будущей успешной жизни сегодняшних учеников. Если ребенок — отличник, еще не факт, что он будет в будущем успешным. А нужно сделать, чтобы успешный ученик стал успешным взрослым. Т.е. Нужны другие критерии качества образования, которые бы признавались и учителями, и родителями.
 
3.Становление института внешнего заказчика образования.
Еще в 1992 году был в РФ провозглашен государственно-общественный характер образования, но фактически только сейчас появляется возможность понять, что люди хотят получить от образования и сформулировать это в виде заказа к системе образования. Давая Г(М)З ОУ, важно понимать, что оценивать его исполнение нужно будет с позиции ЗАКАЗЧИКА. (Допустим, такой критерий: «Реализация не менее 20% учебного плана в виде внеурочной деятельности»).
 
  • «Саморегулирование в сфере образования». Направление 1
Финансы и экономика:
связь норматива финансирования со средним значением заработной платы в экономике региона;
зарплата как институт качества образования (стимулирующие принципы оплаты труда, дифференциация в оплате труда — ведущий параметр — КАЧЕСТВО).
Модернизационные институциональные преобразования:
 
нормативно-подушевое финансирования ОУ, величина норматива должна зависит от средней по экономике региона заработной платы:
меритократия через НСОТ: аттестация как институт качества, повышение квалификации как механизм аттестации.
Заявленное Правительством повышение на 30% финансирование заработной платы связано с тем, что на 30% увеличится ФОТ, а не зарплата каждого учителя. То есть у кого-то зарплата повысится, и значительно а у кого-то — нет.
 
  • «Саморегулирование в сфере образования». Направление 2
Финансы и экономика:
Г(М)З — институт качества образования;
повышение ответственности муниципалитетеов в рамках осуществления закрепленных полномочий (131-ФЗ) в условиях внедрения 83-ФЗ.
Модернизационные институциональные преобразования:
изменение типологии ОУ (АУ, БУ и КУ): диагностика эффективности управления;
раширение реестров Г(М)З на услуги, оказываемые ОУ.
 
  • «Саморегулирование в сфере образования». Направление 3
Оценка качества образования:
ОУ самостоятельно разрабатывает ООП: представление о результатах образования, параметры учебного плана, программы, мониторинг. Сейчас нет ПООП, рекомендованной Минобрнауки, значит, каждая школа делает ее сама.
Модернизационные институциональные преобразования:
развитие института экспертизы ООП как механизма формирования легитимной базы примерных ООП ступеней общего образования;
дополнения к итоговой аттестации учащихся (под неЗУНовские результаты).
 
  • «Саморегулирование в сфере образования». Направление 4
Внешний заказ системе образования:
сквозные результаты образования от детского сада к профобразованию
Модернизационные институциональные преобразования:
нормативы финансирования ОУ всех уровней образования;
Г(М)З ОУ как целостный пакет (система заданий с единой критериальной базой по оценке результатов образования).
 
Ольга Устюгова,
аналитическая группа Иркутской области
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100