Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Консультационный семинар по КПМО в Липецкой области> Третья группа. Эффективность региональных систем оценки качества образования

Третья группа. Эффективность региональных систем оценки качества образования, расширение общественного участия в управлении образованием




РСОКО - модель 

26 апреля 2011г. на консультационном семинаре «Разработка формы муниципальных заявок на реализацию Муниципальных комплексных проектов модернизации образования» в г.Липецке состоялось заседание рабочей группы «Эффективность региональных систем оценки качества образования, расширение общественного участия в управлении образованием» (координатор – С.В. Горохов, эксперт ИПОП «Эврика»).

Андрей Захаров, начальник центра оценки качества Управления образования и науки Липецкой области, представил модель Региональной системы оценки качества (см. презентацию), обозначив обобщенные показатели, которые должны будут предоставлять в электронном формате образовательные учреждения: особенности материально-технической базы ОУ, кадровый потенциал, описание контингента учащихся, методическая база ОУ. Были обозначены направления, в которых данные будут формироваться с привлечением внешних, независимых экспертов: аттестация педагогических работников, лицензирование и государственная аккредитация ОУ, итоговая аттестация учащихся 9 и 11 классов. Также Андрей Борисович предложил две модели кластеризации результатов оценки качества: по затратам и полученным ОУ результатам и на основании географического расположения и типа образовательного учреждения.

Сергей Горохов, эксперт ИПОП «Эврика» отметил, что на сегодняшний день необходимо развести понятия условий достижения качественного образования (материально-техническую базу, уровень компетентности руководящих и педагогических кадров ОУ, особенностей образовательных программ) и собственно результатов, которые отражаются в индивидуальных достижениях учеников. Не менее важным представляется выстраивание системы оценки качества в соответствии с новыми требованиями, заложенными в ФГОС и с основными направлениями реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Следуя логике Сергея Владимировича, в настоящий момент наименее проработана область оценки индивидуальных достижений школьников. Причем, с задачей оценивания предметных результатов и выстраивания на их основании аттестации выпускников система образования успешно справляется. Однако четкого определения метапредметных и личностных результатов, тем более – определение индикаторов и показателей их оценивающих в настоящее время нет ни в одном регионе РФ. В связи с этим возникают следующие важные проблемы: во-первых, оценки эффективности реализации нового стандарта в начальной школе. Даже если условия соблюдены – улучшена материально-техническая база, проведено повышение квалификации педагогов, это однозначно не предполагает достижение всеми школьниками заявленных результатов. Поэтому одной из наиболее важных задач на ближайшее время (а стандарт начальной школы вводится уже с 1 сентября) является разработка способов и средств для фиксации внеучебных – метапредметных и личностных индивидуальных достижений школьников

Определение индикаторов и показателей, на основании которых можно отследить динамику индивидуальных образовательных достижений школьника важна и в социально-экономическом аспекте. В социальном – поскольку без продвижения нового понимания результативности деятельности школы, со стороны общественности и родителей будет наблюдаться все более мощное сопротивление происходящим в системе образования модернизационным процессам.  В экономическом, поскольку в контексте 83 ФЗ при формировании муниципального задания необходимо определение показателей эффективности его исполнения, и если в нем не будет заложена необходимость достижения новых образовательных результатов, то руководители ОУ будут продолжать обращать первоочередное внимание достижению предметных результатов, игнорируя важную задачу школы по социализации ученика. Наконец, учет внеучебных достижений необходим и при распределении стимулирующей части ФОТ, поскольку задает педагогам ориентиры для их деятельности и критерии поощрения в соответствии с достижением всех образовательных результатов, а не только за формирование знаний, умений и навыков

Далее на группе был рассмотрен проект заявки на участие в конкурсе муниципалитетов, внедряющих муниципальные комплексные проекты модернизации образования. Учитывая то, что на заседании рабочей группы присутствовали в основном директора и завучи ОУ, обсуждения показателей, которых в случае участия в конкурсе муниципалитеты обязуются достичь в 2013 году, было достаточно бурным. В результате были предложено внести изменения в следующие показатели заявки:
- в п. 2.2.1.: Доля детей в возрасте от 3 до 18 лет, которым предоставлены современные условия для занятия творчеством со 100 до 50%;
- в п. 2.2.2. Доля школьников, обучающихся за счет регионального норматива финансирования образования в сети (в том числе в сети Интернет) с 25 до 1-5%;
- в п. 2.3.4. Доля педагогических работников, ведущих электронные школьные журналы учета образовательных результатов учащихся со 100 до 10-25%;
- в п. 2.3.5. Доля педагогических работников, ведущих собственный блог, сайт, раздел сайта по образовательной тематике, имеющий в соответствии со статистикой за месяц не менее 1500 посещений с 30 до 10-15%. К сожалению, времени содержательно обсудить оставшиеся показатели не хватило, и участникам было предложено еще один раз внимательно ознакомится с содержанием заявки и донести до уровня управления образованием региона свои предложения по ее изменению

В заключение работы группы Сергей Горохов отметил, что осторожность  при принятии на себя определенных обязательств характеризует прагматичность директоров ОУ, реально как свои возможности, так и возможности муниципалитетов. Однако, отсутствие амбициозных планов и обязательств, необходимых для модернизации системы образования может привести к значительному отставанию Липецкой области от других регионов, что неблагоприятно скажется на социально-экономическом развитии возможно и не сегодня, но в ближайшей перспективе.

Ирина Воробьева 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100