23 апреля 2011 года прошла панельная дискуссия, на которой были подведены итоги двухдневной
работы межрегиональной конференции «Эврика-Авангард».
Александр Адамский, подводя итоги конференции, отметил, что затруднения, возникающие при модернизации образования, носят объективный
характер. Любая деятельность человека выстраивается на основании норм, регламентирующих эту деятельность для достижения какой-либо
цели. В случае, когда внешние обстоятельства изменяются, изменяются и правила и деятельность, ими определяющаяся. Основная
сложность заключается в том, что любая сформировавшаяся деятельность является для человека безусловной ценностью, определяющей
его отношения с другими людьми, институтами, нормами. Поэтому любое изменение этой деятельности предполагает изменение уже
сложившихся, укорененных связей человека с социумом. Но рационально доказать человеку неэффективность сложившейся системы
взаимоотношений практически невозможно.
В настоящее время в системе образования происходят изменения, которые предполагают смену устоявшихся норм, устоявшейся деятельности,
причем на всех уровнях – от школьного до регионального. Однако большинство людей воспринимают эти изменения как угрозу
себе, своей деятельности, поскольку они предполагают разрушение устоявшихся связей. Возникает ситуация, когда внешние обстоятельства
изменились, появляются новые нормы, регламентирующие деятельность образовательных институтов: вводится нормативно-подушевое
финансирование, новая система оплаты труда, представителям общественности предоставляются все более широкие возможности для
определения образовательной политики, принципиально меняется понимание о качестве образования, и т.д., а ценностные установки
не меняются. И тогда эти изменения наталкиваются на мощные механизмы сопротивления – от открытого неприятия до «итальянской
забастовки».
В системе управления это чаще всего превращается в формальное исполнение новых правил – например, введения нормативного
подушевого финансирования, при фактическом сохранении старых принципов – бесконечного количества поправочных коэффициентов
к нормативу, что нивелирует норму.
Отторжение новой системы оплаты труда происходит потому, что устоявшейся ценностью для педагога является скорее равенство
в бедности, чем в неравенство в достатке.
Педагогу, проработавшему долгое время в традиционной школе, где безусловной ценностью являются ЗУНы, сложно не столько принять
необходимость перехода на компетентностный подход и овладеть новыми технологиями, сколько перестроить систему ценностей, в
которой важно не то, что человек знает и умеет, а то, каким способом он это знание и умение получает, насколько адекватно
понимает свои возможности и ограничения, насколько свободно ориентируется в социальном пространстве и т.д.
Возникает вопрос, каким образом можно изменять устоявшуюся систему взаимоотношений человека с миром. Спроектировать ту деятельность,
которая преодолевает связи, задает новые нормы – возможно, и опыт последних десятилетий это убедительно доказывает.
Но изменение ценностного отношения, изменение системы координат мировоззрения – это задача, которая не имеет на сегодняшний
момент однозначного решения. Революционный метод столкновения разных ценностных систем, навязывание новых систем координат
не эффективен, поскольку наталкивается на отторжение, неприятие. Наиболее продуктивным представляется способ адаптации к новым
нормам, предполагающий не перечеркивание старой системы координат, а одновременного удержания двух систем ценностей.
При этом на сегодняшний день целеполагание для образовательной политики лежит вовне системы образования. Необходима разработка
инструмента, позволяющего сделать нам прогноз тех отношений и технологий в которые попадет ребенок через пять – десять
лет. Если целью образования является предоставление максимальной возможности для самореализации после окончания школы, необходимо
предположить, в каких пространствах и как ребенок будет это делать. Построение образовательных программ, системы аттестации
без подобного прогноза становится неэффективным, заставляет образование, перефразируя Л.С.Выготского, «плестись в хвосте»
не только детского, но и социально-экономического развития», ориентируясь не на завтрашний, а на вчерашний день.
При ориентации системы образования не на прошлое, а на будущее, возникает основная проблема современной дидактики –
отбора культурных образцов, решающих задачу ориентации человека в культуре. Например, прогноз о том, что без клавиатурной
грамотности через 5–10 лет человек не сможет быть высокоэффективным на производстве, вполне оправдан. Человеку, не имеющему
средств и способов для анализа норм другой культуры (например, религиозной – мусульманской, буддийской, индуисткой и
т.д.; национальной – французской, мексиканской, таиландской и т.д.), будет сложно выстраивать взаимоотношения в поликультурном
социальном пространстве.
В настоящее время необходим институт, который будет делать прогноз о том, какая система взаимоотношений, какие технологии
ожидают нас через 5-10 лет, учитывая различия и в геополитических процессах, и в траекториях развития российских регионов,
т.е. необходим необразовательный прогноз для определения образовательных результатов. Это вызов для институтов повышения квалификации,
поскольку результаты этого прогноза должны не только определять образовательную политику регионов, но и становиться основанием
для разработки и запуска программ повышения квалификации педагогов. Следуя логике Вадим Чехи, эксперта ИПОП «Эврика»,
возможность ИПК осуществлять подобную услугу существует уже сейчас, для этого необходимо ее наличие в региональном ведомственном
перечне услуг и в госзадании на оказание подобной услуги.
Завершая работу конференции, Александр Адамский отметил, без перестройки системы ценностей, укоренения новых смыслов, определяющих
отношения человека к деятельности, к образовательной политике в целом, модернизация образования невозможна.
Сергей Горохов
|