На межрегиональной конференции «Эврика-Авангард» работала экспертная группа «Анализ данных
электронного мониторинга ННШ в разрезе субъектов РФ по направлениям «Переход на новые образовательные стандарты»,
«Развитие системы поддержки талантливых детей», «Совершенствование учительского корпуса», «Изменение
школьной инфраструктуры», «Сохранение и укрепление здоровья школьников», «Развитие самостоятельности
школ». Вели дискуссию Роман Селюков, Людмила Кузнецова, эксперты ИПОП «Эврика».
Целью экспертной группы было обсуждение результатов анализа отчетов 2010 года о внедрении национальной инициативы «Наша
новая школа» (ННШ).
Роман Селюков представил участникам группы обзор по части мониторинга, которая относится к проблематике самостоятельности
школ. По направлению самостоятельность школ в электронном мониторинге сформировалось небольшое количество показателей. В частности,
существует показатель – доля образовательных учреждений перешедших на нормативное подушевое финансирование в соответствии
с модельной методикой Минобрнауки РФ. Доля таких школ составляет 67,8%, однако, из числа регионов, заявивших о соответствии,
только в Тверской области соответствие модельной методике министерства подтвердилось. В связи с этим внесено предложение –
в следующем году к отчету прикладывать нормативный акт (т.е. саму методику расчета), методика предложенная регионом будет
экспертироваться на предмет соответствия методике Минобрнауки РФ.
В ходе обсуждения была затронута проблема финансирования по нормативу малокомплектных сельских школ. Идея финансирования малокомплектных
школ по нормативу поддерживается. Однако малокомплектная сельская школа, выполняющая социокультурную функцию в селе, должна
получать финансирование под этот функционал по отдельной статье. Если в муниципальном реестре государственных услуг прописаны
такие, которые относятся к социокультурной части, и школа реально эти услуги оказывает (сельская библиотека, дом творчества,
различные ремесленные секции и т.п.) – тогда деньги на реализацию таких услуг необходимо направлять, помимо тех, которые
направляются на образование. Эти средства необходимо направлять не через норматив, а через систему муниципальных заданий,
поскольку в этом случае деньги направляют взамен определенных обязательств и школа будет чувствовать ответственность. В случае
если деньги направляются через повышающий коэффициент – мотивации для повышения качества образовательных или социокультурных
функций нет, средства поступят в любом случае (т.к. нельзя закрыть школу, которая позволяет сохранить село).
Далее в ходе обсуждения особенностей введения НСОТ в регионах, Роман Селюков обратил внимание на необходимость учета в базовой
части выплаты учителю за квалификационную категорию. При этом необходимо вводить новый порядок аттестации педагогических работников
и обеспечивать разрыв в оплате труда учителей высшей и учителей без категории – в 30-50%. Для этого необходимо уменьшить
количество учителей высшей категории, чтобы появилась возможность обеспечить высокую оплату.
Елена Воробьева
|