23 апреля в рамках межрегиональной конференции «Эврика-Авангард» в ходе круглого стола прошло обсуждение
по темам: «Развитие сети федеральных инновационных площадок (ФИП). Общественное обсуждение направлений деятельности
сети ФИП: от дошкольного до профессионального образования», «Структура заявки ОУ на статус ФИП».
Эксперт ИПОП «Эврика» Анастасия Белолуцкая рассказала об основных направлениях движения в системе образования
на 2011 год в свете развития сети ФИП. Она подчеркнула, что основные направления деятельности ФИП продолжают линии государственной
политики. Так, по-прежнему одним из главных направлений работы остается совершенствование новых финансово-экономических механизмов
в образовании. «Именно это направление дает возможность реализации и стабильность желаниям и проектам педагогического
сообщества», - отметила эксперт.
Заявка должна быть нацелена на механизмы реализации того или иного направления деятельности в образовании. «Механизмы
– это ключевое слово для заявки», - пояснила Анастасия Белолуцкая, - «то есть ваше предложение – заявка
– должна предлагать определенное решение поставленной задачи: сбережение какого-либо ресурса; укрепление связей
образовательной сферы с рынком труда (с учетом экономики региона, ее структуры); интеграция в мировое сообщество (налаживание
международных связей)».
Эксперт подробнее остановилась на некоторых частных проблемах современного образования, которые являются наиболее актуальными.
Наименее проработанной, по мнению эксперта, остается информационная среда школы – необходимо понимать, что информационные
технологии в образовании должны стать не придаточной сферой обслуживания какого-то процесса, но самостоятельным активным компонентом
образов среды.
Среди актуальных и требующих скорейших решений, эксперт назвала также: разработку и введение инструментов оценки развития
компетентностей; разработку системы оценки результатов дошкольного образования; создание средств выявления одаренности и системы
поддержки одаренных детей и др.
Отдельно Анастасия Белолуцкая остановилась на вопросе новых моделей и механизмов организации и повышения квалификации педагогических
и управленческих кадров: «Педагогическое образование – та сфера, которая требует инновационного вмешательства,
организационных форм, которые приблизили бы студента к той реальной форме, в которой он будет работать».
|
Петр Бондарев дополнил вышесказанное собственным ощущением того, что в системе образования существует тенденция превалирования
формы над содержанием и средства над целью. «Мы набираем механизмы и инструменты («молоток и гвозди»), не
совсем представляя в какие «стены» будем забивать эти гвозди. Мы обсуждаем механизмы, но при этом необходимо
не потерять по дороге цели», - отметил Петр Бондарев, обратив внимание на направление госзаказа – разработку механизмов
под те цели и содержание, которые есть у министерства образования.
Татьяна Ковалева уточнила важность разделения ответственности в зависимости от позиции ОУ к направлениям и целям госзаказа:
«ФИПы – это те, кто согласен с направлениями и готов на них разрабатывать механизмы». Также она указала
на важность понимания связанности линии индивидуализации с «размыванием границ, с одной стороны, и удержанием целостности,
с другой», называя при этом основные границы школьного – внешкольного, урочного – внеурочного, одаренности
– не одаренности. Особые сложности эксперт видит в направлении одаренности – не одаренности, так как «для
тех, кто удерживает линию индивидуализации, все становятся особыми».
Игорь Шиян отметил наличие большого разрыва между стандартами и их реализацией. Задачей ФИПов, в некотором смысле, является
его преодоление. «То, что положено в стандарты, – ориентиры для работы, но в наших руках сделать их стандартами
развития или «тянущими» нас формами». Эксперт акцентировал внимание на отсутствии инструментов для фиксации
метапредметных результатов. «Обычно говорится про толерантность, любовь к родине, патриотизм и тд…
Но как измерить толерантность – непонятно, а патриотизм чем измерить? Мерой участия в военно-патриотических движениях?!»
- задавался вопросом Игорь Шиян. Говоря о дошкольном образовании, эксперт указал на возможные задачи работы ФИП: например,
стандарты, которые были приняты без обсуждения; обнаружение и фиксация результатов дошкольного детства, а также возможность
получения дошкольного образования в различных формах. Подытожив, Игорь Богданович подчеркнул важность ответственного употребления
понятия «развитие», так как существует обратная тенденция, особенно в области дошкольного образования.
В ходе дискуссии отмечалось, что неоформленность результатов деятельности экспертов в электронный продукт снижает ценность
этой деятельности. Также стало известно о существовании потребности образовательных учреждений, готовящих заявку для подачи
на ФИП, в консультационных услугах экспертов. Возможно, будут разработаны какие-либо дистанционные формы поддержки разработок
заявок.
Эксперт ИПОП «Эврика» Анастасия Белолуцкая говорила о важности подготовки заявки на статус ФИП перед ее непосредственной
подачей. Так, внимание стоит уделить структуре заявки и ее содержательному контенту. В связи с этим срок подачи заявок длителен,
с 15 апреля до сентября 2011 г. «Есть основание полагать, что претендентов будет много и при этом неизвестно, сколько
будет площадок». Далее речь шла о взаимосвязи структур заявки и годового отчета, уточнялось несоответствие
заявок 2010 г. и отчетов 2011 г. Эксперт подробно объясняла структуру работы сайта, останавливаясь подробно на каждом его
разделе и способах работы с ним.
Анна Рябова
|