Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард" (22-24 апреля 2011 года)> Круглый стол "Новые финансово-экономические механизмы в сфере образования"
Презентация к выступлению Романа Селюкова 

Новые финансово-экономические механизмы в сфере образования




Обсуждение актуальных вопросов развития образования в  рамках Межрегиональной конференции «Эврика-Авангард» продолжено в ходе круглых столов по различным направлениям. Координаторы круглого стола «Новые финансово-экономические механизмы в сфере образования»: Роман Селюков, Вадим Чеха, Наталья Шадрина.

В ходе обсуждения были обозначены следующие проблемные вопросы: развитие самостоятельности ОУ, определение эффективности действующих механизмов, определение границ их применимости.

Ключевой вопрос на сегодня: в чем выражается самостоятельность школ фактически, и как она определяется в основных документах федерального уровня?
 
Надо отметить, что НОИ ННШ задает достаточно широкие рамки трактовки определения понятия «самостоятельность» школ. Формально школа должна самостоятельно утверждать ООП. Вместе с тем,  на региональном уровне возникает ряд ограничений:
ограничение в привлечении ресурсов на обеспечение ООП, ограничение на содержание, реалистичность выполнения требований к результатам в связи с необходимостью организации централизованных закупок.

В условиях, когда школа не может сама определить какие учебники ей нужно закупить для реализации ООП, означает, что школа несамостоятельна и в вопросе формирования ООП, пояснил Роман Селюков.

Как негативный аспект, отмечен и тот факт, что в настоящее время ООП  не является нормативным актом. В ряде субъектов на основе примерной ООП разработаны рекомендации, по шаблону которых разработаны и утверждены ООП ОУ. В ситуации, когда ООП фактически идентичны,  школа не может гарантировать результаты и не несет ответственность за их достижение. Не выполняется и важнейшая миссия школы — «выращивать» представление о качестве образования у окружающего сообщества. Главная причина — отсутствие эффективных механизмов оплаты собственно результатов.

В условиях предоставления самостоятельности школа должна идти по пути индивидуализации образовательного процесса.
Самостоятельность школ должна проявляться и в кадровой политике. В стандарте четко прописаны требования к результатам, и соответственно каждый учитель должен обладать технологиями, которые гарантировано  приводят к достижению детьми указанных результатов.  Последнее обеспечивается появлением нового порядка аттестации, ориентированого на результативность, приняты и зарегистрированы в Минюсте квалификацонне характристики работников ОУ, в штатном расписании появились новые должности (тьютор, диспетчер ОУ). Все это позволяет школе в объемах имеющихся средств осуществлять кадровую политику достаточно свободно.

Самостоятельность школ проявляется и в менее жестко регламентированном осуществлении финансово — хозяйственной деятельности. Ключевой акцент — вступление в силу 83-ФЗ.

Но каковы нормативные рамки самостоятельности ОУ? ННШ четко их регламентирует. Например, в части повышения квалификации тенденция такова, что повышение квалификации через систему институтов повышения квалификации постепенно изживает себя. Ключевой тренд - появление норматива на повышение квалификации, либо внедрение ваучерной модели финансирования повышения квалификации.  В рамках ННШ требования к такого рода переходу уже заданы. Причем предельная рамка такова, что в условиях единых требований к результатам  и многообразии рынка услуг повышение квалификации в ряде случаев становится  возможным только внутри ОУ.

Следующая рамка: аттестация учителей. В ситуации, когда у двух учителей высшей категории могут быть разные результаты, процедура аттестации не является механизмом развития качества образования. Необходимы коренные изменения самой процедуры аттестации. Традиционный подход, когда  формальное повышение квалификации приводит к успешному прохождению процедуры аттестации, больше не отвечает современным требованиям.
Ключевая  тенденция — направленность на дифференциацию в оплате труда педагогов, что может быть достигнуто двумя способами: через оплату квалификации и через стимулирующую часть. В последнем случае трудность заключается в том, что в настоящее время в большинстве регионов средства по нормативу доводятся до учреждения не в полном объеме. Соответственно доля стимулирующей части в оплате труда слишком мала (как правило, не более 12%).  

Серьезные изменения происходят и в отношении методики формирования финансового норматива. Существующие методики основаны на БУП. Такой подход легализует лишь одну форму предоставления образования  - урок. В условиях перехода на ГМЗ возникает серьезное несоответствие между тем, на что дается финансирование, и формулировкой самого задания. Величина норматива должна быть привязана к средней по экономике региона заработной плате. Только в  этом случае при росте средней по экономике рост заработной платы учителя происходит автоматически. 

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100