Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард" (22-24 апреля 2011 года)> Круглый стол по развитию системы оценки качества общего образования

Общественное обсуждение подходов к формированию современной модели и инструментария управления развитием системы оценки качества общего образования




23 апреля 2011 года  в рамках межрегиональной конференции «Эврика-Авангард» прошло общественное обсуждение подходов к формированию современной модели и инструментария управления развитием системы оценки качества общего образования (координаторы – Ольга Шиян, Евгений Крашенинников, Алексей Воронцов, Сергей Горохов, эксперты ИПОП «Эврика).

 

На сегодняшний день одной из наиболее важных проблем является определение результатов общего образования. На группе было обозначено два подхода – оценка предметных результатов, что наиболее развито в настоящее время в регионах РФ, и выстраивание скрупулезной психологической диагностики большого количества личностных качеств школьников, описанной Николаем Алексеевым, представителем авторской группы «Референт» Республики Беларусь. И первая, и вторая позиция ущербны, поскольку акцент на какой-либо одной из составляющих не только определяет игнорирование других показателей результативности школьного образования, но и задает координаты для деятельности педагогов, проявляющихся, например, в активном натаскивании к сдаче ЕГЭ или иных процедур, оценивающих знания, умения и навыки, и игнорирующем другие виды деятельности.

Ольга Шиян отметила и другой возникающий риск – если в ближайшее время не будет создано эффективных процедур для мониторинга иных, а не только предметных результатов, если не будет выстроена диагностика развития школьника, то вакантное место займут психологи со своим инструментарием, который не всегда корректен при проведении педагогических измерений.

На группе было отмечено, что в основе любой оценки лежит возможность осуществить измерение, и для проведения мониторинговых процедур необходим учет четырех производных – критерия, измерителя, показателя и стандарта, эталона, с которым сравнивается показатель. Однако, если учитывать описанные во ФГОС результаты – предметные, метапредметные и личностные, возникает следующие проблемы: во-первых, их перечисления и четкого определения (например, какие именно компетентности входят в метапредметные результаты). Во-вторых, проблема разработки, апробации и нормативного утверждения инструментария оценки. В-третьих, определения эталона, поскольку если для предметных результатов он может основываться на статистических данных и определенных ведомством нормах, то для компетентностных и личностных результатов определение нормы не так очевидно. Эти проблемы необходимо разрешить в ближайшее время хотя бы для начальной школы, поскольку до введения нового стандарта остается не так много времени, а средства и способы мониторинга его введения до сих пор не определены.

Перечисленные проблемы затрудняют выстраивание региональной системы качества образования, причем в некоторых регионах проблемы возникают не только на содержательном, но и на организационном уровне, например, по словам представителей Республики Хакасия, Омской области, Минюст не допускает принятия нормативного документа о создании РСОКО, несмотря на то, что в 31 регионе, участвующем в КПМО подобные нормативные акты были утверждены либо на уровне правительства, либо на уровне министерств (региональных управлений образования). Но даже в том случае, когда региональные центры оценки качества созданы, их функционал не всегда четко определен и понятен самим управленцам.

Следуя логике Алексея Воронцова, для эффективного функционирования РСОКО необходимо четкое понимание того, что представляет собой современное качество образования, складывающееся из двух составляющих: обеспечения современных условий (мониторинг которых является задачей муниципальных образований) и собственно результатов, проявляющихся в достижениях школьников (мониторинг индивидуальных достижений в соответствии со стандартом и заявленных в образовательной программе ОУ целей). 


Сергей Горохов
 



система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100