В рамках межрегиональной конференции "Эврика-Авангард" состоялась панельная дискуссия "Профессиональное
образование как ключевой фактор развития приоритетных экономических кластеров региона. Проблемы и перспективы реализации РКП-РПО".
В дискуссии принимали участие Александр Адамский, научный руководитель ИПОП «Эврика», Игорь Реморенко, статс-секретарь,
заместитель министра образования и науки РФ, Александр Аникеев, министр образования и науки Калужской области, Елена Евдокимова,
специалист отдела обучения и развития персонала «Фольксваген Групп Рус», Сергей Зенгин, заместитель руководителя
департамента образования и науки Краснодарского края.
Содержанием состоявшейся дискуссии стал опыт проектов в сфере профессионального образования реализуемых в Калужкой
области и Красноярскойм крае. Развитие профессионально образования сегодня начинает переходить из рамок социальной защиты
в рамку фактора социально-экономического развитии региона.
Александр Аникеев, министр образования и науки Калужской области, представил опыт региона, который может быть интересен
в плане реформирования региональной системы образования в целом. Реализация проекта развивалась на фоне общей инвестиционной
активности, которая стала одним из ведущих направлений политики региона. С 2006 года эта политика направлена на привлечение
инвесторов, в том числе иностранных. В результате были привлечены известные мировые бренды: Фольльксваген, Пежо, Ситроен,
Мицубиши, Берлин Хеми. В 2010 году было подписано 14 новых инвестиционных соглашений. Сегодня в регионе создано несколько
крупных производственных кластеров, один из самых крупных – автомобильный.
Результаты такой инвестиционной политики проявились в росте бюджетной обеспеченности региона, росте доходной части
бюджета области. В прошлом году, например, объем бюджета был увеличен на 41% , это один из самых высоких показателей по стране.
Несомненно, приход иностранных инвесторов влечет за собой определенного рода проблемы, в том числе и для самих инвесторов.
Одна из самых острых связана с кадровым обеспечением проектов. Сейчас в области практически нет незанятого населения, но дело
не только в нехватке кадров, но скорее в неудовлетворительном качестве их подготовки. Подавляющее число кадров, которых готовит
система профессионального образования не устраивает иностранных инвесторов по уровню подготовки.
Фольксваген пришел в регион в 2006 году. Одним из условий соглашений стало создания обучающего центра, который
занимался бы подготовкой и переподготовкой специалистов по тем программам и на основании тех требований, которые предъявляет
компания. Такой центр был создан за счет средств регионального бюджета на основе колледжа информационных технологий. Первичная
потребность в кадрах была удовлетворена, было подготовлено более 4000 специалистов. Сегодня уже совершен переход на иной уровень,
пришло осознание того, что нужно заниматься не переподготовкой, но и целенаправленной подготовкой кадров. Возникла идея о
том, что базой для подготовки кадров может служить опыт Германии (дуальный способ обучения) – сочетание теоретической
(на базе ОУ) и практической (на базе предприятия) подготовки. Причем, производственному обучению уделяется не менее 50% времени
обучения. Было выделено два самых дефицитных направления – мехатроника и автомехатроника. Но оказалось,
что слепое копирование германской системы не возможно, т.к. нет стандартов, учебных планов и программ по
данным дисциплинам, кроме того, в классификаторах не существует таких профессий. В итоге были адаптированы некоторые существующих
учебных планов.
В соответствии с новыми учебными программами и планами выпускники получают диплом колледжа и одновременно сертификат
предприятия, кроме того, диплом российско-германской торговой палаты. В ходе реализации проекта были решены также вопросы
отбора студентов, выплаты стипендий, питания, спецодежды, подготовки педагогов и пр. В плане юридического оформления отношений,
предприятие заключает с обучающимися ученический договор, в соответствии с которым ученики обеспечиваются стипендией,
бесплатным питанием в процессе производственного обучения, но по окончании обучения должны быть трудоустроены в компанию
Фольксваген и отработать на предприятии не менее трех лет. Также была договоренность о том, что предприятие обеспечивает колледж
преподавателями, которые могут производить производственное обучение. С нового учебного года планируется расширить сферу обучения,
адаптировать и апробировать ряд других специальностей, в частности, логистика, сварка и пр.
|
Елена Евдокимова, специалист отдела обучения и развития персонала «Фольксваген Групп Рус» рассказала об опыте
компании в реализации проекта дуального профессионально обучения в Калужской области. Выбирая место для завода в 2006 году
ориентировались не столько на логистические и иные экономические факторы, важным основанием стало наличие стратегического
мышления руководителей региона.
Елена Евдокимова отметила, что разрыв между поколениями особенно актуален в области профессионального образования. «Наша
компания выражает только радость, что проблемы модернизации образования находят такой широкий отклик». Данный проект
и ряд ему подобных существуют пока только на региональном уровне и стали возможны только благодаря инициативности региональных
управленцев, принятию задач по развитию региона как своей личной цели. В перспективе подобные проекты должны начать реализовываться
и на федеральном уровне.
Сергей Зенгин, заместитель руководителя департамента образования и науки Краснодарского края, рассказал о том, что, несмотря
на инвестиционную привлекательность региона (олимпиада, формула-1 и пр.), существуют известные проблемы набора и квалификации
кадров. В качестве одного из механизмов решения в регионе была создана из пяти основных направлений:
1. Создание координационного совета по развитию профессионального образования и подготовки работников
квалифицированного труда на уровне региональных и муниципальных образований.
2. Программа развития профессионального образования.
3. Изменение сети и системы подготовки кадров.
4. Переход на новые государственные образовательные стандарты. Делается упор на развитие основ предпринимательской
деятельности.
5. Профориентационная работа в общеобразовательной школе.
Каждый новый шаг открывает новые вопросы, в частности, международного сотрудничества и нормативного регулирования.
Тем не менее в ближайшее время планируется создание совместного учебного заведения со шведским колледжем Модус.
Со всеми программами, учебными планами и нормативными документами можно ознакомится на сайте Министерства образования
и науки Краснодарского края.
Ирина Воробьева
|