Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Панельная дискуссия «Профессиональное образование как ключевой фактор развития приоритетных экономических кластеров  региона. Проблемы и перспективы реализации Региональных комплексных программ развития профессионального образования  (РКП-РПО)»




В рамках межрегиональной конференции "Эврика-Авангард" состоялась панельная дискуссия "Профессиональное образование как ключевой фактор развития приоритетных экономических кластеров региона. Проблемы и перспективы реализации РКП-РПО".
 
В дискуссии принимали участие Александр Адамский, научный руководитель ИПОП «Эврика», Игорь Реморенко, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ, Александр Аникеев, министр образования и науки Калужской области, Елена Евдокимова, специалист отдела обучения и развития персонала «Фольксваген Групп Рус», Сергей Зенгин, заместитель руководителя департамента образования и науки Краснодарского края. 
 
Содержанием состоявшейся дискуссии стал опыт проектов в сфере профессионального образования  реализуемых в Калужкой области и Красноярскойм крае. Развитие профессионально образования сегодня начинает переходить из рамок социальной защиты в рамку фактора социально-экономического развитии региона.  
 
Александр Аникеев, министр образования и науки Калужской области, представил опыт региона, который может быть интересен в плане реформирования региональной системы образования в целом. Реализация проекта развивалась на фоне общей  инвестиционной активности, которая стала одним из ведущих направлений политики региона. С 2006 года эта политика направлена на привлечение инвесторов, в том числе иностранных. В результате были привлечены  известные мировые бренды: Фольльксваген, Пежо, Ситроен, Мицубиши, Берлин Хеми.  В 2010 году было подписано 14 новых инвестиционных соглашений. Сегодня в регионе создано несколько крупных производственных кластеров, один из самых крупных – автомобильный.
 
Результаты такой инвестиционной политики проявились в росте бюджетной обеспеченности региона,  росте доходной части бюджета области. В прошлом году, например, объем бюджета был увеличен на 41% , это один из самых высоких показателей по стране.
 
Несомненно, приход иностранных инвесторов влечет за собой определенного рода проблемы, в том числе и для самих инвесторов. Одна из самых острых связана с кадровым обеспечением проектов. Сейчас в области практически нет незанятого населения, но дело не только в нехватке кадров, но скорее в неудовлетворительном качестве их подготовки. Подавляющее число кадров, которых готовит система профессионального образования не устраивает иностранных инвесторов по уровню подготовки.
 
Фольксваген пришел в регион в 2006 году. Одним  из условий соглашений стало создания обучающего центра, который занимался бы подготовкой и переподготовкой специалистов по тем программам и на основании тех требований, которые предъявляет компания. Такой центр был создан за счет средств регионального бюджета на основе колледжа информационных технологий. Первичная потребность в кадрах была удовлетворена, было подготовлено более 4000 специалистов. Сегодня уже совершен переход на иной уровень, пришло осознание того, что нужно заниматься не переподготовкой, но и целенаправленной подготовкой кадров. Возникла идея о том, что базой для подготовки кадров  может служить опыт Германии (дуальный способ обучения) – сочетание теоретической (на базе ОУ) и практической (на базе предприятия) подготовки. Причем, производственному обучению уделяется не менее 50% времени обучения. Было выделено  два самых дефицитных направления  –  мехатроника и автомехатроника. Но оказалось, что слепое копирование германской системы  не возможно, т.к. нет стандартов, учебных  планов и программ  по данным дисциплинам, кроме того, в классификаторах не существует таких профессий. В итоге были адаптированы некоторые существующих учебных планов.  
 
В соответствии с новыми учебными программами и планами выпускники получают диплом колледжа и одновременно сертификат предприятия, кроме того, диплом российско-германской торговой палаты.  В ходе реализации проекта были решены также вопросы отбора студентов, выплаты стипендий, питания, спецодежды, подготовки педагогов и пр. В плане юридического оформления отношений, предприятие заключает с обучающимися  ученический договор, в соответствии с которым ученики обеспечиваются стипендией, бесплатным питанием в процессе производственного обучения, но по окончании обучения  должны быть трудоустроены в компанию Фольксваген и отработать на предприятии не менее трех лет. Также была договоренность о том, что предприятие обеспечивает колледж преподавателями, которые могут производить производственное обучение. С нового учебного года планируется расширить сферу обучения, адаптировать и апробировать ряд других специальностей, в частности,  логистика, сварка и пр.
 



Елена Евдокимова, специалист отдела обучения и развития персонала «Фольксваген Групп Рус» рассказала об опыте компании в реализации проекта дуального профессионально обучения в Калужской области. Выбирая место для завода в 2006 году ориентировались  не столько на логистические и иные экономические  факторы, важным основанием стало наличие стратегического мышления руководителей региона.
 
Елена Евдокимова отметила, что разрыв между поколениями особенно актуален в области профессионального образования. «Наша компания выражает только радость, что проблемы модернизации образования находят такой широкий отклик». Данный проект и ряд ему подобных  существуют пока только на региональном уровне и стали возможны только благодаря инициативности региональных управленцев, принятию задач по развитию региона как своей личной цели. В перспективе подобные проекты должны начать реализовываться и на федеральном уровне.
 
Сергей Зенгин, заместитель руководителя департамента образования и науки Краснодарского края, рассказал о том, что, несмотря на инвестиционную привлекательность региона (олимпиада, формула-1 и пр.), существуют известные проблемы набора и квалификации кадров. В качестве одного из механизмов решения в регионе  была создана из пяти основных  направлений:
 
1.      Создание координационного совета по развитию профессионального образования и подготовки работников  квалифицированного  труда на уровне региональных и муниципальных образований.
2.      Программа развития профессионального образования.
3.      Изменение сети и системы подготовки кадров.
4.      Переход на новые государственные образовательные стандарты. Делается упор на развитие основ предпринимательской деятельности.
5.      Профориентационная работа в общеобразовательной школе.
 
Каждый  новый шаг открывает новые вопросы, в частности, международного сотрудничества и нормативного регулирования. Тем не менее в ближайшее время планируется создание совместного учебного заведения со шведским колледжем Модус.
 
Со всеми программами, учебными планами и нормативными документами можно ознакомится на сайте Министерства образования и науки Краснодарского края.
 
Ирина Воробьева

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100