|

|

|

|
Презентация к сообщению Игоря Шаповалова (Белгородская область)
В рамках межрегиональной конференции "Эврика-Авангард" состоялась панельная дискуссия "Реализация
национальной образовательной инициативы "Наша новая школа: ключевые идеи и механизмы". В дискуссии принимали
участие Александр Адамский, научный руководитель ИПОП «Эврика», Наталья Шерри, заместитель руководителя Департамента
образования города Москвы, Алексей Воронцов, эксперт ИПОП «Эврика», Елена Булин-Соколова, директор ГОУ Центр
образования «Информационные технологии», Максим Дулинов, заместитель министра образования и науки Российской
Федерации.
В ходе дискуссии были сформулированы цели с двух позиций: экспертной и ведомственной. Александр Адамский озвучил экспертную
позицию, согласно которой в рамках конференции необходимо обсудить три направления: результативность образования, условия
и принципы создания образовательной среды, организационно-финансовые механизмы в образовании.
|
|
|
|
Представителем ведомственной позиции выступил Максим Дулинов. По его мнению, задачей данного семинара является формулирование
основных необходимых параметров НСОТ (с учетом опыта различных регионов), а также создание перечня недопустимых параметров.
Максим Викторович, отметил, что профессиональное сообщество должно формулировать заказ (озвучивать проблемы, предлагать
способы решений), министерство, в свою очередь, ответственно за обеспечение условий.
|
|
|
|
В начале дискуссии Александр Адамский сформулировал основные проблематики, обсуждение и продвижение
в отношении которых и является основной целью следующего дня конференции.
Первая проблематика связана с необходимостью четко сформировать представления о результатах общего образования. По мнению
Александра Адамского, ключевая проблема в переходе на новый стандарт заключается в том, что не осуществляется переход системы
финансирования на бюджетирование на основании результативности.
Отдельная проблема – отсутствие в профессиональном сообществе согласия о том, что является результатом общего образования.
Александр Изотович отмечает, что в дискуссиях о результатах образования часто отстаивается позиция жизни «во вчера»,
в то время как реформирование образования требует ориентации на современные условия жизни. Основное противоречие проблематики
результативности образования заключается в неснимаемом противоречии между существующим в массовом сознании представлением
о «правильном образовании» (таком, которое хорошо знакомо, в котором они сами обучались, которое было «всегда»)
и представлением об образовании следующего поколения (которое пока не сформировано).
Еще одна проблематика, которую необходимо обсудить в профессиональном сообществе – это создание образовательной среды.
Александр Адамский отмечает необходимость создания электронной образовательной среды. Сейчас низкий уровень информатизации
в стране не позволяет перейти ни к сетевым, ни к индивидуальный, ни к передовым информационным технологиям.
Третья проблематика – организационно-финансовые механизмы. Для решения организационно-финансовых проблем необходимо
договориться по ряду позиций: что входит в муниципальное задание, какова структура учебных расходов, определить показатели
стимулирующей части – в настоящее время существует множество подходов к решению частных задач, которые нужно обобщить
и договориться ведомству, профессиональному сообществу, профсоюзу о едином подходе.
Идея соотношения и обобщения подходов различных регионов прозвучала и в выступлении Натальи Шерри. По ее мнению, необходимо
обобщить разные подходы к вопросу перехода на новые финансовые механизмы, чтобы с одной стороны в стандарте гарантировать
равные возможности, с другой – предоставлять школам определенную долю самостоятельности в реализации новой системы
оплаты труда.
В связи с перспективной задачей обобщать опыт различных регионов, рамках дискуссии было предоставлено слово Игорю Шаповалову,
первому заместителю начальника департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области. В своем выступлении
Игорь Васильевич обозначил важнейшие финансово-экономические принципы внедрения ФГОС – это нормативное подушевое финансирование
общеобразовательных учреждений, доработанное с учетом опыта реализации КПМО и 83-ФЗ; новая система оплаты труда в основу
которой положена стоимость бюджетной услуги (ученико-час); а также стимулирование качества (фонд стимулирования работников,
учреждений и муниципалитетов). Ключевыми параметрами НПФ, отработанными в ходе реализации КПМО в Белгородской области,
выступают четкое разделение финансовых полномочий между региональным и муниципальными бюджетами; прямое доведение средств
до общеобразовательных учреждений; поэтапное снижение ненормативных расходов учреждений (коридор поправочных коэффициентов);
формирование фонда стимулирования качества. Также была представлена методика расчета нормативного подушевого финансирования
и методика расчета новой системы оплаты труда в Белгородской области (см. презентацию).
Презентация Игоря Шаповалова (Белгородская область)
|
|
|
|
|
|
|
|
Алексей Воронцов в своем выступлении озвучил проблемы, с которыми сталкиваются школы, которые в пилотном режиме реализуют
новый стандарт начального образования.
Одна из проблем связана с тем, что, несмотря на существование широкого федерального перечня учебников, школам практически
навязываются четыре варианта комплекта учебников. Еще одна проблема: школы оказались не готовы к созданию собственной образовательной
программы, потому что никогда этого не делали.
Существует большое количество курсов по подготовке к переходу на новый стандарт, но все говорят разное. По мнению Алексей
Воронцова, для решения большинства проблем, с которыми сталкиваются школы необходимо научно-методическое сопровождение,
которое мог бы осуществлять федеральный оператор, поскольку без создания единой рамки введение стандарта не возможно.
Елена Воробьева
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|