В рамках экспертно-аналитического семинара «Кадровая модернизация система образования Забайкальского края»
прошла лекция Петра Бондарева «Совеременные методологии профессионального образования». Основные тезисы лекции
заключаются в следующих положениях.
- Задача образования сегодня заключается не в передаче опыта, но в передаче эффективных способов получения позитивного
опыта. Учитель больше не должен позиционироваться как источник сакральной информации. Стало очевидным, что при таком подходе
происходит скорее сравнение своего опыта с чужим, а это по сути - не обучение, а простое соотнесение
своего набора ценностей с чужим. Опыту нельзя научить, нельзя его передать, можно лишь научить эффективным способам получения
позитивного опыта.
- Авторитарные модели образования в настоящее время неэффективны. Идеал энциклопедически образованной личности больше не адекватен
предъявляемым к результатам образования требованиям. Но вместе с тем , тенденция оценки знаний их качества все еще ориентирована
на энциклопедическую эрудицию. Современный человек — человек интегрирующий, а не специализирующийся.
- Современная школа должна учить не знанию, а мотиву к познанию, не давать готовые рецепты и нормы, а создавать проблемное
поле, в рамках которого возникнет потребность в обучении.Образование сегодня вопспринимается как механизм развития личности
и общества, институт инноваций.
- Каким должно быть образование должен решать сам потребитель (ребенок, общество), а не ведомство. Система оценки качества
образования должна быть сервисной, ориентированной на потребности и интересы ребенка, а не на «удобства ведомства».
Новый ФГОС дает возможность предъявления такого подхода.
Важно понимать, что именно школа - для ребенка, а не ребенок - для отработки новых механизмов управления. Смысл образования
— практичность полученного знания, знание - для жизни, а не ради самого знания.
Аналитическая группа Забайкальского края
|