В рамках экспертно — аналитического семинара «Кадровая модернизация системы образования Забайкальского
края» организована презентация региональных проектов в ходе работы группы «Модернизация системы повышения квалификации
края», кординатор группы Сергей Горохов.
Георгий Зимирев, ректор ЗабКИПКРО, к.с.н. представил проект «Модернизация системы повышения
квалификации в Забайкальском крае». В представленном проекте обозначены основные подходы в модернизации системы
повышения квалификации:
- демонополизация сферы повышения квалификации;
- расширения перечня организаций и учреждений, участвующих в процессе повышения квалификации педагогических работников
(университеты, колледжи, стажировочные площадки);
- введение принципа состязательности при оказании услуг в сфере повышения квалификации педагогических работников;
- формирование современных представлений о качестве дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих
работников;
- прагматическая (практическая) направленность дополнительных профессиональных образовательных программ, опора на результативный
инновационный опыт лучших педагогов и образовательных учреждений и т. д.,
Георгий Зимирев отметил, что в рамках системы повышения квалификации необходимо формировать проектную
культуру педагогов, осуществлять научно-методическое сопровождение проектных групп и управленческих команд, формировать
в рамках региональной системы повышения квалификации профессиональные педагогические сообщества (ассоциации учителей и менеджеров
образования, методические советы, объединения, педагогические клубы).
Ключевыми задачами в контексте обозначенных подходов будут являться следующие: выявление и обеспечение актуальных и
перспективных потребностей системы общего образования; обеспечение высокого качества программ повышения квалификации (в т.ч.
современное содержание программ и использование новых образовательных технологий); обеспечение сопровождения проектной деятельности
проектных групп и управленческих команд; модульно-накопительный характер повышения квалификации; обеспечение конкурентной
среды в системе повышения квалификации (т.е. конкуренции между учреждениями, предоставляющими услуги по повышению квалификации);
обеспечение возможности выбора работником и учреждением содержания и форм повышения квалификации, широкий спектр программ
повышения квалификации для различных целевых групп; гибкость и разнообразие форм повышения квалификации, эффективное использование
опыта и потенциала инновационных школ и лучших учителей в системе повышения квалификации.
Особое внимание аудитории Георгий Зимирев обратил на механизмы региональной политики в сфере повышения квалификации,
в частности
на государственное и муниципальные задания на повышение квалификации; возможность отработки механизма «закупок»
программ повышения квалификации в других регионах, сделав акцент в своём выступлении на том, что инфраструктура повышения
квалификации должна быть представлена сетью ресурсных центров, стажировочных площадок, образовательных порталов, профессиональных
сообществ.
В заключение выступления он заметил, что основная проблема видится в чётко сформулированном
государственном заказе на повышение квалификации, в способности самого учителя формлировать свои запросы. В настоящее
время практикуются прямые договоры с образовательным учреждением, тогда как еще в 2006 году существовала практика формирования
заявки муниципальных органов управления образованием. Сегодня перешли на договор с каждым учреждением –
их более 2 тысяч в Забайкальском крае.
На замечание о необходимости демонополизации системы ПК, возможности организации модульной системы ПК Георгий Зимирев пояснил,
что уже в рамках Байкальского образовательного форума обсуждался вопрос о том, что основной массив должны составить программы
стажировок по предложениям школ. Скорее всего, это будет проедставлено как некие расширенные разовые модули в программах повышения
квалификации.
Наталья Переломова, эксперт Института развития образования Иркутской области, высказала опасение по поводу готовности
школ к осуществлению такой деятельности: школы могут предложить готовые программы, но есть ли критерий по готовности быть
стажёрской площадкой?
По мнению Георгия Зимирева одним из основных очевидных плюсов такого подхода является возможность в рамках прохождения модуля
на практике освоить технологические, методологические достижения школы, а не ознакомится с ними путем отчета о проделанной
работе.
Стоимость программы рассчитывается следующим образом.. Нормативно, 25 человек группа, т.е. примерно пять тысяч с небольшим
на одного человека. Модуль будет стоить ещё меньше. При этом важно, чтобы деньги на повышение квалификации приходили именно
на школу, а не перечислялись из муниципального бюджета в институт ПК.
Сергей Горохов сделал акцент на том, что главным показателем результативности программы повышения квалификации заключается
в том, что учитель приходит к себе в школу и его деятельность изменяется.
Гэрэлма Будаева, проректор по научно-методической работе Агинского ИПК, представила проект «Деятельностный подход в
повышении квалификации педагогических работников как условие развития ключевых компетенций педагога «новой школы»,
задачи которого заключаются в определении комплекса оптимальных методик и форм, способствующих развитию рефлексивной
культуры, создании условий для построения и реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации,
что предполагает разработку персонифицированной модели повышения квалификации на основе нормативно – подушевого
финансирования.
Три этапа проекта – диагностический, основной и аналитический определены основными направлениями деятельности:
- выезды в образовательные учреждения;
- разработка модулей повышения квалификации;
- разработка ИОП ПК, реализуемые в разных формах;
- мониторинговое исследование;
- подготовка методических рекомендаций;
Важнейшие целевые индикаторы и показатели проекта - итоги аттестации педагогических работников, уровень качества обученности
учащихся, успешность учащихся.
Ожидаемые результаты проекта и показатели социальной, экономической эффективности.
1.Интенсивное развитие ключевых компетенций педагога, соответствующих квалификационным требованиям, гарантирующие достижение
учащимися результатов ФГОС;
2.Реализация деятельностного подхода в повышении квалификации;
3.Персонифицированная модель повышения квалификации;
на основе деятельностного подхода.
Замечания экспертов:
необходима четкая формулировка перечня компетенций учителя, критерии их оценки;
требуется предъявить расчет финансовой эффективности проекта.
Директор МОУ Агинская окружная гимназия представила проект «Индивидуализация образования в Агинской окружной гимназии».Основные
направления реализации проекта: представлен механизм реализации на трех ступенях через дополнительное
образование, внутриклассную индивидуализацию и дифференциацию, содержание образование в процессе обучения, представлена специфика
исследовательская работы учащихся.
В целом, в процессе работы группы произошёл обмен мнениями, вопросы экспертов способствовали выявлению
основного – в чём сущность и суть модернизации системы повышения квалификации и каковы пути её реализации.
Ирина Грешилова, Валерия Гарднер, аналитическая группа Забайкальского края
|