В рамках проектно-аналитического семинара «Кадровая модернизация системы образования Забайкальского края»
состоялась лекция Сергея Горохова, эксперта — аналитика института проблем образовательной политики «Эврика».
Предложенный лектором материал, описывает этапы деятельности педагога по разработке проекта. Одной из главных проблем,
отраженных в лекции является недостаточное качественное содержательное оформление проектов.
Автор считает, что недостатком многих проектов является неумение учителя заявить о своей позиции и аргументировать ее. В связи
с этим возникает вопрос: «А может ли подросток сформулировать позицию, которая является проблемной и аргументировать
ее?» Лектором приведен пример, что школьники при сдаче ЕГЭ , анализируя ошибки при выполнении заданий отмечают
неумение отстаивать свою собственную позицию. «Нас никто этому не учил», - говорят они. А готовы ли учителя
формулировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию? Наверное, если они не научили этому детей, то они не могут
делать это сами.
Главный акцент — обоснование необходимости проекта. Проект необходим лишь в том случае, когда реализуемая в образовательном
институте деятельность не эффективна, не достигает заявленных целей, не соответствует современным требованиям, предъявляемым
к результатам освоения образовательной программы.
На следующем этапе необходимо выявить потребности будущих участников проекта.
Основные вопросы: На каком содержании мы будем выявлять потребности участников проекта? Надо понять, что хотят от реализации
данного проекта все заинтересованные стороны.
Модель проекта включает в себя следующие блоки:
- подробное описание планируемой деятельности (теоретических оснований, предмета, цели, способов и средств ее достижения и
т.д.);
- описание возможных организационных и социальных рисков и механизмов их снижения/преодоления;
- разработка и описание мониторинговых процедур для оценки успешности хода реализации проекта;
- создание подробного плана-графика реализации проекта с назначением ответственного за каждый этап;
- определение и подробное описание принципов финансирования проекта.
Особое значение в описании модели проекта имеет описание средств и механизмов реализации проекта. Для реализации проекта
важно определить самый эффективный из них. В случае, если средств реализации нет, то одна из задач проекта — создание
таких средств.
Следующий этап - экспертиза модели проекта. Важна внешняя независимая экспертиза.
Приступая к реализации проекта, необходимо четко понимать, что является идеальным завершением проекта. На данном этапе производится
снижение рисков проекта, осуществление действий, заявленных в проекте, создание и предъявление итогового продукта, оценка
эффективности проекта (достижение заявленных целей).
Завершающий этап характеризуется проведением внешней экспертизы итогов реализации проекта, институализацией достигнутых эффектов:
появлением новых норм, правил, появлением новой проблематики, нового вектора развития.
Наглядной демонстрацией проектной деятельности является реализация проекта «Кадровая модернизация», размещенном
на сайте www.eurekanet.ru. Цель — формирование проектных компетентностей. Задача максимум - «вырастить»
потенциальных экспертов, задача минимум – активизировать участников образовательного процесса.
Участниками этого проекта могут быть представители районных управлений образования, руководители ОУ, представители гражданских
институтов.
Автор размещает проект на персональной странице, указывая сведения: ФИО, фотография автора, тема проекта, краткая аннотация,
текст проекта, график реализации проекта и дополнительные материалы.
С размещенными на сайте проектами работают эксперты. Размещаются комментарии участников, комментарии экспертов (на сайте ведется
индивидуальное консультирование авторов проекта), прововдятся Интернет-конференции, организуются дискуссии. По итогам обсуждения
определяется рейтинг проектов, который складывается из оценки проекта экспертом, активности в переписке автора проекта с экспертом,
получение автором отзывов от коллег на свой проект и т.д.
Лариса Романюк, Цырегма Дугарова, Аналитическая группа Забайкальского края
|