17 марта 2011 г. на базе ГОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж»
в рамках экспертно-аналитического семинара «Проектирование реализации инициативы «Наша новая школа» в Республике
Бурятия» прошла лекция руководителя отдела региональной образовательной политики ИПОП «Эврика» Владимира
Бацына «Наша новая школа: миф или реальность».
Возможность превратить Национальную инициативу «Наша новая школа» в миф существует. Все сводится к вопросу об
эффективности человека, эффективности образования. Каковы критерии эффективности Национальной инициативы с позиции ученика,
какие критерии он предъявляет себе для того, чтобы осуществить самого себя в мире. Ведь мир имеет по поводу ребенка какие-то
претензии, свои представления о том, каким он должен быть. Разрыв между тем что заложено в ребенке на генетическом уровне
и теми обстоятельствами в которые он входит - есть введение ребенка под заданный шаблон, т.е. нечто насильственное, искусственное.
Диалог ребенка с миром организуется нами, семьей, улицей, здесь есть и всегда будут посредники. При этом необходимо знать
какие традиции соблюдаются, какую роль играет в жизни ребенка каждый посредник, какие цели преследуются. Цель системы —
развитие образования, развитие самого человека. К образованию нужно относиться не как к сокровищу, а как капиталу, который
можно пустить в оборот, повысить свою прибавочную стоимость. На каком этапе ученик начинает относиться к образованию
как к капиталу, т.е. процессу который делает его богаче, «более высоко продаваемым» на рынке труда. Я считаю что,
ощущение этого должно быть сформировано к 17 годам, а лучше к 14. В таком случае образование рассматриваем как ресурс
для реализации собственного проекта. На этом этапе возникает понятие качества жизни. В связи с этим у ребенка возникают вопросы:
Под какое качество жизни ты себя готовишь? Как я завишу от самого себя? В какой степени определяешь свою субъектность. Что
нужно знать, уметь, чтобы достичь поставленную цель. Как относиться к миру сознавая, что он не враждебен к тебе. Ведь необходимо
относиться к миру как к ресурсу для достижения цели, при этом используя противоречия мира в своих интересах.
Хочу обратить ваше внимание на ключевые, по-моему, качества личности, перечисленные в Национальной инициативе это: инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться
в течение всей жизни. Здесь все строится на том, чтобы перестать считать академическую успешность единственным параметром.
Из школы должен выходить человек, являющийся саморазвивающейся личностью, обладающей универсальными компетентностями:
информационной, коммуникативной, самоорганизационной, самообразовательной. Существует зрения - социализация начинает
формироваться с 1,5 лет и заканчивается в 7 лет, а дальше идет адаптация. Когда ребенок вдруг начинает проявлять то, что он
обиделся — это уже сложившаяся личность. Сужение мира, окружающего ребенка, наносит ему ущерб.
Социальная саморефлексия. Обучение ей в самой младшей школе очень важная задача. Как увеличить свою ценность, ведь у каждого
человека свой набор достоинств и недостатков. Наиболее ценен человек компетентности которого максимально индивидуальны, реализуй
себя в чем угодно, но задумайся на тем, как это повлияет на качество жизни в твоем понимании. Создание общества в котором
каждый человек полностью реализован, т. е. в чем-то считается лучшим, где осуществляется поддержка таких людей. Принцип
равенства при этом исчезает и поднимается вопрос о справедливости. В обществе западного типа качество жизни — национальная
идея. Общество состоит из людей максимально успешных в чем- либо. Выстраиваем политику школы, её миссию, для того чтобы дети
стали успешными в общем смысле. Академическая успешность возникнет сама собой.
Конституция, глава 1, статья 7: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» нуждается в расшифровке и сделать это
должны мы. Образование есть ориентированность в миру. Критическое мышление, культурно-историческое сознание. Самосознание,
самоопределение, адекватное самовыражение моральная восприимчивость. Подводя итоги скажу, что «Наша новая школа»
возможна если осознать её как задачу, а не как трагедию.
Оюна Цыренова. Аналитическая группа Республики Бурятия
|