Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к лекции Владимира Бацына 

Лекция Владимира Бацына "Наша новая школа: миф или реальность".




17 марта 2011 г. на базе ГОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж» в рамках экспертно-аналитического семинара «Проектирование реализации инициативы «Наша новая школа» в Республике Бурятия» прошла лекция руководителя отдела региональной образовательной политики ИПОП «Эврика» Владимира Бацына «Наша новая школа: миф или реальность».
Возможность превратить Национальную инициативу «Наша новая школа» в миф существует. Все сводится к вопросу об эффективности человека, эффективности образования. Каковы критерии эффективности Национальной инициативы с позиции ученика, какие критерии он предъявляет себе для того, чтобы осуществить самого себя в мире. Ведь мир имеет по поводу ребенка какие-то претензии, свои представления о том, каким он должен быть. Разрыв между тем что заложено в ребенке на генетическом уровне и теми обстоятельствами в которые он входит - есть введение ребенка под заданный шаблон, т.е. нечто насильственное, искусственное. Диалог ребенка с миром организуется нами, семьей, улицей, здесь есть и всегда будут посредники. При этом необходимо знать какие традиции соблюдаются, какую роль играет в жизни ребенка каждый посредник, какие цели преследуются. Цель системы — развитие образования, развитие самого человека. К образованию нужно относиться не как к сокровищу, а как капиталу, который можно пустить в оборот, повысить  свою прибавочную стоимость. На каком этапе ученик начинает относиться к образованию как к капиталу, т.е. процессу который делает его богаче, «более высоко продаваемым» на рынке труда. Я считаю что, ощущение этого должно быть сформировано к 17 годам, а лучше к 14.  В таком случае образование рассматриваем как ресурс для реализации собственного проекта. На этом этапе возникает понятие качества жизни. В связи с этим у ребенка возникают вопросы: Под какое качество жизни ты себя готовишь? Как я завишу от самого себя? В какой степени определяешь свою субъектность. Что нужно знать, уметь, чтобы достичь поставленную цель. Как относиться к миру сознавая, что он не враждебен к тебе. Ведь необходимо относиться к миру как к ресурсу для достижения цели, при этом используя противоречия мира в своих интересах.
Хочу обратить ваше внимание на ключевые, по-моему, качества личности, перечисленные в Национальной инициативе это: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Здесь все строится на том, чтобы перестать считать академическую успешность единственным параметром. Из школы должен выходить человек, являющийся  саморазвивающейся личностью, обладающей универсальными компетентностями: информационной, коммуникативной, самоорганизационной,  самообразовательной. Существует зрения - социализация начинает формироваться с 1,5 лет и заканчивается в 7 лет, а дальше идет адаптация. Когда ребенок вдруг начинает проявлять то, что он обиделся — это уже сложившаяся личность. Сужение мира, окружающего ребенка, наносит ему ущерб.
Социальная саморефлексия. Обучение ей в самой младшей школе очень важная задача. Как увеличить свою ценность, ведь у каждого человека свой набор достоинств и недостатков. Наиболее ценен человек компетентности которого максимально индивидуальны, реализуй себя в чем угодно, но задумайся на тем, как это повлияет на качество жизни в твоем понимании.  Создание общества в котором каждый человек полностью реализован, т. е. в чем-то считается лучшим, где осуществляется поддержка таких людей. Принцип равенства при этом исчезает и поднимается вопрос о справедливости. В обществе западного типа качество жизни — национальная идея. Общество состоит из людей максимально успешных в чем- либо. Выстраиваем политику школы, её миссию, для того чтобы дети стали успешными в общем смысле. Академическая успешность возникнет сама собой.
Конституция, глава 1, статья 7: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» нуждается в расшифровке и сделать это должны мы.  Образование есть ориентированность в миру. Критическое мышление, культурно-историческое сознание. Самосознание, самоопределение, адекватное самовыражение моральная восприимчивость. Подводя итоги скажу, что «Наша новая школа» возможна если осознать её как задачу, а не как трагедию.




Оюна Цыренова. Аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100