Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция Александра Адамского "Тенденции развития системы образования"




17 марта 2011 года работа экспертно-проектного семинара «Проектирование реализации инициативы «Наша новая школа» в Республике Бурятия началась с лекции Александра Адамского «Тенденции развития системы образования».

Свое выступление он начал со следующих замечаний: ситуация с реализацией новых ФГОС показала, что образовательная политика — это поле компромиссов.Стандарты старшей школы нельзя принимать без подробной рефлексии процесса введения новых стандартов для начальной школы. При этом одним из вопросов, требующих особого внимания стало определение ясности финансовых механизмов, ведь ситуация такова, что деньги на их реализацию - региональные, а сами стандарты — федеральные. Точка напряжения: внесение дополнительных часов входит в противоречие с самой идеологией стандартов. Поясню: стало очевидным, что способ финансирования образования через часы как традиционно существоваший механизм устарел, но остается базовым и не изменен нормативно. Это несомненно оказывает негативное влияние и на реализацию 83-ФЗ, и на оплату результата. Последнее подразумевается в проекте новых стандартов и в данной ситуации ведет к нехватке финансирования. Таким образом, нам нужно прежде всего отработать механизм и способы финансирования по результатам, для чего их надо четко сформулирвоать, проверить и переложить на финансирование.
Второй немаловажный аспект - стилистика формулирвания результатов. Формулировать данный перечень в общем виде, неопределенно по количеству самих результатов — пагубно. Перечень должен определять и объемы, и структуру и механизм начисления. Результаты образования становятся  финансовым документом.
Не менее важным последствием такого шага становится итоговая аттестация учащихся. Если перечень прямо не формирует содержание и процедуру аттестации как для детей, так и для учителей — он бесполезен. Изменение аттестации учителей — основа для создания системы оплаты труда педагогов, ориентированной на качество.
Таким образом, очевидно, что объем финансирования по ФГОС напрямую зависит от качества. А как определять это качество -  зависит от формулировки результатов.
В настоящем варианте ФГОС НОО данные аспекты прописаны недостаточно конкретно. Необходимо общественное обсуждение данных  проблемных вопросов.
В этой связи тема стажировочных площадок важна, в том плане, что  у нас уже есть школы, в которых проявляются все те возможности, что  позволяют в полной мере проявить перечисленные выше подходы к ФГОС. Нам сейчас нужно только определить какие формы занятий на какие результаты работают, и тогда  вопрос об оплате этих занятий становится достаточно просто решаемым.
Напомню, что главная задача системы образования адекватно реагировать на те вызовы, что ставит перед людьми сама ситуация их существования в мире.  Сама тема результатов ОП — фактически тема о том, в каких финансово-экономических отношения наши выпускники будут через 3-5 лет. Может ли система образования сформулировать результаты в ситуации неопределенности?  Можно ли в этой ситуации определить результат образования, который помог бы человеку успешно социализоваться.
Именно с этим несоответствием связан назревший в образовании кризис, причина которого - неудовлетворенность общества результатами образования: школа осталась той же, в то время как ситуация вокруг нее изменилась. Вместе с тем однозначного ответа на вопрос, а каким же должен быть результат — нет.
Становится актуальной  и тема набора необходимых компетенций. Слова о том, что инновации против традиционного знаниевого подхода — это миф. Общекультурный опыт, формируемый на основе заний, необходим для понимания людьми друг друга. Но в то же время для социализации в неопределенном будущем, нужны дополнительные результаты образования для деятельности в ситуации, которая неизвестна. Задача педагогического сообщества — одним из содержаний обазования сделать прогноз ближайшего будущего в сотрудничестве с ребенком. Кроме знаний о культурных образцах у ребенка нужно развивать спосбность к проектированию, что спсобствует осознанию новых обстоятельств. Первый вопрос эффективной образовательной политики — сформулировать слой вызовов, которые стоят перед людьми. Иначе система образования начинает сохранять себя ради себя самой.
Второй вызов, с которым нам приходится иметь дело -  технологии, все сильнее и быстрее меняющие отношения между людьми. Если мы не вовлечем рефлексию технологических изменений в образовательный процесс, то вполне может случиться, что школа перестанет быть институтом образования. Рассмотрим на примере информатизации. Стало очевидным, что институциональные барьеры становятся существенным минусом на пути развития этого процесса внутри школы: симуляционные формы образования активно отрицаются всем образовательным сообществом. Но школа не должна стать необитаемым островом мертвого знания в бушующем вокруг нее море технологий.
Мы должны понимать, что технологические вызовы опеделяют успешность человека в будущем. И в этой ситуации игнорировать, то что происходят в мире технологических изменений означает отказаться от задачи обеспечить ребенка способами успешной социализации.
Перечисленные выше вызовы определяют современные тенденции развития образования. С введением профильного образования общее образование как то вышло из поля зрения. Но нужно учесть, что профильное образование его не отрицает, а ведет к нему. Общее образование предалагет некие общекультурные знаки, которые важны для понимания людьми друг друга. Вместе с тем, подход с позиции «учить всех всему2 — не совсем верен. Сейчас возникает возможность прийти к общим представлениям через развитие индивидуальных способностей. Стремление человека реализовать свои индивидуальные наклонности стало все больше конкурировать с системой подчинения общим образцам. Но можно ли сформировать общий культурный код через индивидуальное развитие ребенка? Формулирование общих культурных образцов в этом ключе — задача для педагогического сообщества, потому что возникает спорная ситуация — а что же это такое - общие культурные образцы? Дискуссия о стандартах показала, что способов прийти к согласию по поводу общих культурных образцов пока нет в российском обществе. Это усложняет труд учителя.  
Как же выбрать общие образцы? Традиционный способ — ввести новый предмет, сегодня уже не работает. На данном этапе кроме учебных предметов (но не взамен им!) нам необходимы и другие формы образовательных результатов, в рамках которых необходимые компетенции могут быть сформированы. Стажировочные площадки должны показать какие именно это должны быть формы, как их включить в расписание, как нормировать оплату этих занятий, как за это платить, какие формы контроля за достижением результата должны быть, и наконец как аттестовать учителя, чтобы стало совершенно ясно, что он может эти формы занятий вести.
Таким образом, ключевая проблема реализации ННШ в свете  дискуссии о стандартах — определить содержание образования в условиях неопределенности. И это подразумевает изменение подходов к проектной деятельности, к органиазции ообразовательной среды, процедуре аттестации учителей и учащихся и т.п.
Рамка реузльтатов проста: ориентация в культуре и способность успешно действовать в неопределенном будущем. Приведу примеры некоторых необходимых компетенций: спосбность управлять своим временем — одна из ключевых в профессиональной деятельности. Как ее формирвоать в образовательном процессе? Как платить учителю за это? Дискуссия по этому вопросу идет уже не один год. Другой важнейшей компетенцией  является  спосбность воспримать проблему как задачу, требующую решения, а не как трагедию, спосбность представить себя. Нам нужно делегировать учителю полномочия характеризовать достижения ребенка в тех направлениях, где мы выступаем против формализации. Нужно научить учителя этому,  и удостовериться что он на это способен. А это в свою очередь  потребует качественно иного подхода к процедуре аттестации. Возможное решение — формулировать набор компетенций учителя. При этом становится очевидным, что 50% учителей с высшей категорией — это нонсенс. Таким образом, разработка новой системы аттестации учителей в сложившихся условиях — одна из наиболее приоритетных задач системы образования.
И завершая выступление отмечу, что почти все из перечисленных выше универсальных компетенций начинают формироваться в дошкольном и младшем школьном возрасте. И если на данном этапе не будут достигнуты некоторые результаты, уменьшить разрыв в старшей школе уже не получится. Необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов в дошкольный этап. Это одна из главных задач стажировочных площадок.

 

 

Наталья Цырендашиева






 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100