Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Экспертно-аналитический семинар в Республике Бурятия> Сообщение заместителя министра образования и науки Республики Бурятия Александра Бочеева
Презентация к выступлению Александра Бочеева 

Сообщение заместителя министра образования и науки Республики Бурятия Александра Бочеева




17 марта 2011 года на базе Бурятского республиканского педагогического колледжа стартовал экспертно-аналитический семинар "Проектирование реализации инициативы "Наша новая школа" в Республике Бурятия". В пленарной части с докладом выступил заместитель министра образования и науки Республики Бурятия Александр Бочеев.
В условиях решения стратегических задач модернизации образования важнейшими качествами становятся инициативность, способность находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Эти качества можно воспитать только в условиях новой школы, где будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия (от 16.03.2010г. № 257) был утвержден план первоочередных действий по модернизации образования в 2010 году.
В рамках выполнения мероприятий данного Плана действий создана Республиканская стратегическая команда Бурятии по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», по каждому из 6 направлений функционируют республиканские и муниципальные рабочие группы.
Безусловно, за три года  реализации Комплексного  проекта  модернизации образования  в республике проявился ряд тенденций, прежде всего,  в области создания региональной системы оценки качества образования, которые мы учитывали при реализации Нашей новой школы.
Во-первых, сформировалось понимание качества образования через оценку социализации и успешности учащихся  в процессе его образования; расширился круг влияния потребителей образовательных услуг на их качество и на само формирование понятия качества. В системе рыночных отношений качество постепенно начинает рассматриваться с позиций его соответствия требованиям потребителя.
Во-вторых, заложены основы для использования многоуровнего системного моделирования при анализе результатов, расширилось  понимание образовательных достижений. Так  в таксономию образовательных достижений по отдельным предметам включены уровни  грамотности и компетентности.
Использование  электронного  мониторинга в ходе КПМО повысило уровень открытости сферы общего образования. В целом КПМО создал  все необходимые условия для  перехода от модели «контроля качества»  к модели «обеспечения  качества» образования.   
          Именно такого подхода  требует новый формат Федерального государственного  стандарта общего  образования, который в соответствии со статьей 7 п.4 Закона РФ «Об образовании»  принципиально изменил его структуру и теперь представляет собой набор требований: к структуре основной образовательной  программы, к результатам и условиям ее  реализации.
По переходу на новые образовательные стандарты  во всех регионах были определены пилотные школы, которые уже в 2010 году начали апробацию стандартов нового поколения. Таких школ в республике  53.  Руководители и учителя начальных классов данных школ в первую очередь были озадачены разработкой образовательной программы по новым требованиям, что представляет особую трудность, так как внеучебная деятельность учащихся никогда раньше не входила в базисный учебный план школы.
Несмотря на то, что на новый стандарт фактически работали все  шесть направлений КПМО, с первых дней внедрения школы ощутили трудность перехода от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, на новые стандарты. Ведь  требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов не были четко прописаны авторами утвержденных стандартов.
Опасность, как отметил В.В. Путин, в том, что стандарты могут войти в школу «как простая формальность». Возникает вопрос: в чем новизна стандарта? Что принципиально изменилось?
Новизна заключается в том, что в новом образовательном плане 1 начального звена школы 80 % времени будет отводиться традиционным урокам на академические знания, а 20 % на разные виды внеурочной деятельности – это проведение занятий в форме экскурсий, кружков по интересам, походов и др.
Принципиально изменит ситуацию по внедрению стандартов нового поколения отказ от репродуктивных форм работы, конструирование вместе с детьми способов деятельности, погружение всех детей в деятельность, а не наблюдение за демонстрацией деятельности. Необходимо сделать акцент на изменение условий и изменение содержания образовательного процесса. Результаты образования не формируются только на уроках, есть масса другого, что интересует детей, есть места и средства, где дети могут получить образование. В регламенте урока учитель ограничен временными рамками, что не способствует эффективной организации учебного процесса.
Необходимо внести в учебный план внеурочные формы деятельности, изменение расписаний учебных занятий в разных формах; создание информационной образовательной среды; изменение подходов к системе оценивания.
С руководителями пилотных школ проведена серия обучающих семинаров, научно-методическое сопровождение осуществлялось РИКУО, БГУ и БРПК.  В настоящее время внесены изменения в локальные акты школ, разработаны основные  образовательные программы школ. Следующая задача – подготовка пакета методических рекомендаций по нормативно-правовому и содержательному урегулированию сложнейшего процесса внедрения новых стандартов во всех школах республики.
Республиканская рабочая группа работала над сложнейшей задачей -  разработкой моделей оценки качества результатов обучения, механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений на всех ступенях общего образования, в том числе по типам и видам образовательных учреждений.    
Наиболее проблемным и слабым звеном Бурятии является методика расчета норматива с учетом  требований ФГОС нового поколения, закрепление на  региональном уровне минимальных требований к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ФГОС. В настоящее время норматив рассчитывается на основе базисного учебного плана (БУП), нет учета ступеней образования, курсов повышения квалификации, не учитывается работа с детьми с особым развитием, будь то инвалиды или одаренные дети. Задача Республики Бурятия в ближайшее время отработать новую методику расчета норматива, которая предусматривает кардинальное изменение ситуации, и в этом мы надеемся на Вашу помощь, Александр Изотович и Роман Викторович.
Сегодня есть недопонимание по стандарту старшей школы, в связи с тем, что его рассматривают, в отрыве от общего контекста.  Только тот ученик, который с первого класса обучался по новым стандартам, уже в начальном звене приучался делать самостоятельный выбор, может к старшей школе вполне осознанно выбирать из предметных областей дисциплины. С 1 сентября 2011 года первые классы всех школ республики перейдут на федеральный государственный стандарт начального общего образования, для них будет подготовлен пакет методических рекомендаций по нормативно-правовому и содержательному урегулированию сложнейшего процесса внедрения новых стандартов.
Республиканской рабочей группой осуществляется разработка моделей оценки качества результатов обучения, механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений на всех ступенях общего образования, в том числе по типам и видам образовательных учреждений.    
Новый стандарт необходим и для поддержки юных талантов, ведь каждый ребенок талантлив по-своему. В школьную программу, состоящую из обязательной и индивидуальной частей, впервые вошли внеаудиторные занятия. Для решения этих задач требуется принципиально новый учитель — не педагог-предметник, а психолог и советчик-тьютор, на которого в перспективе будут учить в вузе, а в первое время готовить на курсах повышения квалификации в первую очередь на базе инновационных школ.
В Республике Бурятия осуществляется выявление одаренных детей и молодежи при проведении муниципальных, региональных конкурсных мероприятий. Создана региональная база данных талантливой молодежи, получающих премии из средств федерального и республиканского бюджетов. Персональные данные лауреатов размещены на федеральном форуме победителей «Прорыв». Но если система поиска талантливых детей благодаря нацпроекту хоть как-то представлена, то система сопровождения таких детей требует проектных решений.
В 2010г. министерством внесены изменения в Закон Республики Бурятия   о премиях и стипендиях РБ в части учреждения государственных премий РБ в области поддержки талантливой молодежи.
Если в рамках нацпроекта более или менее выстроена система поиска, то система поддержки и сопровождения талантливых детей требует дополнительных проектных шагов. Ведь не секрет, что в школах еще до сих пор учителя больше готовы работать с отстающими детьми, нежели с одаренными: это и необходимость развития творческой среды, и предоставление возможности обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих независимо от места проживания осваивать программы повышенного уровня. Мы вернулись к имеющемуся опыту деятельности физико-математических школ (школа № 56 г. Улан-Удэ) и школ-интернатов для одаренных детей (РБНЛИ, лицей № 61, Цакир). Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях, организованы слеты, летние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Мы считаем, что работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Необходимо в норматив подушевого финансирования предусмотреть детей с особым развитием – это и дети – инвалиды и одаренные дети. При этом в новой системе оплаты труда четко срабатывает механизм стимулирования учителя по достижениям школьников. Если ученик  добился высоких результатов, учитель должен получать значительные стимулирующие выплаты.
Много сделано в Год учителя по  совершенствованию учительского корпуса. Очередной раз сработал масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей по нацпроекту.   Ряд профессиональных конкурсов проведен в республике в новом сетевом формате. Комплексный проект модернизации образования позволил приблизиться к более адекватной оценке труда учителя. Результаты показывают, что новая система оплаты труда способствует повышению мотивации учителей, поиску новых, интересных для детей, технологий обучения; приводит к реальному повышению уровню заработной платы педагогов; поднятию интереса к работе школы всей общественности. Школа становится привлекательной для молодых педагогов и высококвалифицированных специалистов, что станет основой для дальнейшего повышения качества образования.
Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволяет стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. В рамках Байкальского образовательного форума создана  Ассоциация молодых учителей РБ.   В 2010 году удалось направить  24 молодых  учителя на стажировку в учреждениях г. Москва. Буквально в эти дни 50 молодых учителей едут на совместный семинар в Иркутскую область.    Впервые  в 2010-2011 годах государственную поддержку в размере 500 тысяч р. на конкурсной  основе получили 34 молодых учителя, прибывших работать в сельские школы республики.
Для стабилизации кадровой обеспеченности  муниципалитеты работают над выполнением социальных гарантий для молодых учителей, действуют программы «Жилье молодому специалисту», «Молодая семья»; осуществляется выплата коммунальных услуг, подъемных средств.
С  ноября 2009 года внедрен новый Порядок процедур аттестации педагогических работников,  введен  квалификационный экзамен в виде автоматизированного тестирования. Исключена процедура подтверждения категории. На 11 января 2011 года по новым формам прошли аттестацию 6 тысяч педагогических работников, что составляет  более 48 % от общего количества педагогов республики. Проблема заключается в неразработанности механизма повышения заработной платы учителям, имеющим высшую квалификационную категорию.
В 2010 году мы попытались автоматизировать систему аттестации педагогов, но не удалось процедуру аттестации связать с системой повышения квалификации. В первую очередь должны быть разработаны новые модельные подходы, когда аттестуемый учитель мог в рамках повышения квалификации пройти квалификационные испытания, с защитой своего проекта и на выходе получить программу.  Но для этого нужна новая модель повышения квалификации, отвечающая по содержанию современным требованиям, востребованная у профессионального сообщества синхронностью изменений. Сегодня болезненный процесс претерпевает изменение госзадания нашего института кадров управления и образования, есть наметки по созданию нового Института развития образования, как это сделано в Иркутской области. На такие действия подталкивает необустроенность в Бурятии рынка данных услуг.
Изменить ситуацию было бы возможно, если бы средства на повышение квалификации предоставлялись коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. В перспективе стажировочные площадки по Нашей новой школе на базе инновационных школ могли бы взять на себя и систему повышения квалификации и аттестацию учителей по уровню сложности.
По направлению «Изменение школьной инфраструктуры» большое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасного функционирования образовательных учреждений.  
Значительно улучшит инфраструктуру образования республики строительство 22 объектов образования Республики Бурятия по Плану мероприятий по празднованию 350-летия вхождения Бурятии в состав Российского государства.  В 2010 году было начато  строительство  школ и детских садов с выделением финансовых средств из федерального бюджета в объеме 1,6 млрд.руб.,
Планируется в 2011 году ввести 4 школы: в с.Телемба Еравнинского р-на, с. Санага Закаменского р-на, с. Арзгун Курмканского р-на и г.Кяхта Кяхтинского р-на. Общая проектная мощность 1752 уч.мест. Объем финансирования на 2011 год составляет 334 218,80 тыс. рублей.
По данному направлению получат поддержку школы, построенные по принципу автономности ступеней обучения. В республике школы старшей ступени будут созданы в г. Улан-Удэ, г. Гусиноозерске.
Планируется внедрение в практику школы цифровых технологий, основанных на использовании современных ИКТ, особую важность представляет развитие электронной среды учреждений. Продолжается  работа по предоставлению доступа к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, что особенно важно для малокомплектных школ, по развитию централизованной информационной системы, аккумулирующей сведения о сфере образования, начиная с уровня образовательного учреждения (проект КОЭРСО).
В рамках реализации направления «Сохранение и укрепление здоровья школьников» начата разработка инструментария мониторинга физического развития обучающихся. Внедрение электронного паспорта здоровья школьников начнется в России с 2012 года, но уже сегодня в экспериментальных школах республики на каждого школьника разработан паспорт, в основе которого данные по диспансеризации учащихся.   
Чтобы сохранить здоровье школьников, надо, во-первых, менять СанПиНы: нынешние гробят здоровье ребенка, предписывая ему все время сидеть за партой. В-вторых, нужно “заточить” обучение под детскую психику.
В настоящее время в 330 школах республики (67%) имеются медкабинеты, из них 46 школьных медкабинетов имеют лицензии. Много внимания уделяется организации горячего питания в школах. В республике горячим питанием охвачено 90% обучающихся, по России - 98%. Но по организации двухразового питания в школах предстоит серьезная работа (в республике 10 %, нужно довести до 70 %).
Остается острой проблема перегруженности программ обучения. Большинство школ работают по шестидневной рабочей неделе, хотя с точки зрения здоровьесбережения необходимо переходить на пятидневную рабочую неделю с обязательным введением 3-го урока физкультуры.
Ключевыми на данный момент являются:
- корректное внедрение стандартов предполагает переход на индивидуальный учебный план, где выстраивается индивидуальная образовательная траектория ученика с учетом возрастных особенностей;
- организация системы работы по формированию здорового образа жизни;
- очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанном на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям.
    В рамках расширения самостоятельности школ организована работа по переходу школ, ставших победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", в статус  автономных учреждений.
Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Получат развитие концессионные механизмы для привлечения к управлению школами частных инвесторов.
Ключевым моментом по данному направлению является реализация Федерального закона № 83, в соответствии с которым мы получаем  повышение эффективности расходования бюджетных средств за счет введения механизма бюджетного субсидирования государственного задания.
Для бюджетных учреждений будут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описанием их объёма, требований качества, условий их предоставления. Конечно, такие услуги будут в полном объёме профинансированы за счёт бюджета. Здесь мы должны решить первостепенную задачу по всестороннему информированию родителей. В рамках проекта КОЭРСО они будут получать подробную информацию о деятельности школы: о том, какие услуги им обязаны предоставить бесплатно, сколько на это государство выделило денег и как учреждение использует своё имущество, бюджетные и внебюджетные средства.
В рамках развития и совершенствования принципа нормативного подушевого финансирования министерством подготовлен проект закона РБ «О нормативах финансирования общего образования в РБ», отличительной особенностью которого является установление нормативной наполняемости класса исходя из численности жителей в населенном пункте.
В настоящее время перед учительским сообществом республики стоят масштабные задачи по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Выводы очевидны. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, и всех будущих поколений. Построить “Нашу новую школу” можно, лишь решая задачи комплексно и преодолевая ведомственный подход.

 


Аналитическая группа Республики Бурятия

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100