Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к лекции Романа Селюкова 

Лекция Романа Селюкова "Параметры эффективности модернизации профессионального образования."




16 марта в ходе пленарного заседания проектного семинара «Разработка региональной комплексной программы развития профессионального образования Республики Бурятия»» прошла лекция Романа Селюкова «Параметры эффективности модернизации профессионального образования»
По мнению Романа Селюкова при реализации программы развития профессионального образования необходимо учесть результат программы -  экономическую эффективность.
26 декабря 2010 г Министерство образования РФ направило в  регионы методические  рекомендации  по формированию региональных комплексных программ.
Основные направление РКП-РПО:
1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда.
2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда.
- Востребованность программ на рынке труда;
-Система профориентации с учетом прогноза экономического развития региона.
3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.
- Модернизация  общественной системы через попечительские советы; - Необходимо запустить  механизм  государственно-общественной оценки качества в систему профессионального образования.
4. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования.
-НСОТ без нормативно-подушевого финансирования невозможна;
- В методику заложить повышение норматива от внешнего показателя (например, от средней заработной платы в отрасли);

5. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.
5.1.  Академическая мобильность -  доступ мастеров производственного обучения и высококвалифицированных преподавателей к максимальному числу учащихся;
- безбарьерная среда для педагогов;
- стажировка на эффективных производствах, с использованием инновационной технологии за рубежом и в других регионах.
5.2. Реальная связь с экономическими  предприятиями.
- Привлекать опытных производственников в учебный процесс на штатных условиях, онм должны быть частично занятым на производстве;
- Продолжать реализовывать повышение квалификации. В системе повышения квалификации могут вовлекаться все учреждения, необходима среда, право выбора (своя траектория повышения квалификации),  связь между уровнем квалификации и системы оплаты труда. Система повышения квалификации должна четко сказать о педагоге.
6. Мониторинг реализации региональной комплексной программы развития профессионального образования.
Для мониторинга должны быть  разработаны такие показатели, которые свидетельствовали бы о желаемом состоянии. Чтобы отслеживать не только процессы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения СПО, но и экономическую ситуацию в регионе. Связка системы профобразования с экономическими показателями (ВВП, норматив)- должно осуществляться синхронное продвижение по всем направлениям.
По распределению «Веса» каждого направления в программе необходимо сказать, что Минобразования  РФ подчеркивает  ключевую важность  2 направления «Повышение привлекательности  программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. Для этого необходимо обратить внимание на востребованные профессии, специальности  НПО и СПО внутри региона.
«Вес» каждого направления в программе
1. Формирование эффективной территориально - отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда (3)
2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда(4)
3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования (3)
4. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования (3)
5. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования (3)
6. Мониторинг реализации региональной комплексной программы развития профессионального образования (3)

Главная ключевая идея и ключевой продукт – региональная система прогнозирования, которая включает в себя ряд направлений.
Региональная система прогнозирования:
Развития экономических кластеров региона (направления и технологии)
Набора специальностей под развитие кластеров
Набора компетентностей по специальностям в условиях технологического перевооружения
Направлений подготовки специалистов
Состояния сети учреждений, реализующих программы профобразования
Занятости населения и структуры этой занятости
Направление 1. Формирование эффективной территориально - отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда декомпозируется на два направления:
1. Планирование развития региональной системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей
2. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда
Функция прогноза – дать заблаговременно сигнал для переструктурирования сети учреждений профобразования и переструктурирование перечня специальностей  в учреждениях
1.1. Доля контрольных цифр приема (КЦП) по востребованным укрупненным группам специальностей в подведомственных образовательных учреждениях профессионального образования, в %
1.2. Доля лиц, принятых на программы начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО) по востребованным профессиям / специальностям и направлениям подготовки, в %
1.3. Доля реализуемых основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО и ВПО по востребованным профессиям/ специальностям и направлениям подготовки, в %
2.1. Доля трудоустроившихся выпускников программ начального, среднего и высшего профессионального образования  по востребованным профессиям/ специальностям и направлениям подготовки, в %
2.2. Доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях НПО и СПО, в %
2.3. Доля доходов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО) в субъекте РФ от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей, в %
2.4. Доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спец.дисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях НПО и СПО, в %
2.5. Доля обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями), в % Здесь и далее: программы профессионального образования – основные профессиональные образовательные программы НПО/СПО/ВПО, программы дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки.
2.6. Доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления учреждением профессионального образования, в %
Ключевой механизм направления:
Например 1.1 Доля контрольных цифр приема по востребованным профессиям
Уровень обязательств региона к 2015 году не меньше 80-90%
10-15% будут идти на те специальности которые не востребованы
Механизмы:
1. Создание системы прогнозирования
2. Формирование системы автоматического формирования КЦП на основе прогнозирования потребностей экономики региона
3. Формирование величины норматива с учетом оценки рыночной стоимости подготовки специалиста
4. Развитие учреждений профобразования
Если идти по пути одной специальности, это тупиковая ситуация.
Если появляются платформы, площадки, где  представлена наилучшая база всех ОУ региона и ими можно воспользоваться
Эффекты:
-Повышение эффективности расходования бюджетных средств
-Сбалансированность рынка труда
-Повышение спроса на образовательные программы по востребованным специальностям
-Повышение инвестиционной привлекательности региона
Риски:
Сужение пространства выбора будущей профессии выпускниками школ
 Например 2.1. Доля трудоустроившихся выпускников к 2015 году -95%.
Если этого не будет, то можем сказать, что система НСПО недееспособна.
Механизмы:
1. Развитие сети образовательных учреждений.
2. Дуальное образование
3. Путь  снижение нормативных сроков освоения программ
Эффекты:
1. Рост РВП
2. Рост средней зарплаты в экономике региона
3. Сбалансированность рынка труда
4. Снижение напряжения  регионального бюджета за счет неувеличесния расходов на соцподдержку
Риски:
1. Противоречие стандартов профобразования и задачи снижения нормативных сроков освоения программ
Направление 2  
Привлекательность программ  связана с учреждениями общего образования.
  Школы могут самостоятельно реализовывать программы профессиональной подготовки и имеют на это право. Формируется система региональных заданий на подготовку по профессиональной подготовке.  Система профобразования со школами будут участвовать в распределении госзадания. Четко понимать выстраивание ступени старшей школы :
Расчет часов:
3*35 =105 часов  в год. За два года -210 часов по профподготовке может дать система общего образования. Школа помогает решить задачу сокращения нормативного срока обучения.
Техническое задание:
1. Понять какие  экономические эффекты от внедрения .ожидаем получить.
2. Смоделировать  проект на определенную отрасль,  примерить этот проект на ОУ готовящих по профессиям для данной отрасли.

Долгор Бадмаева
Аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100