Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция Александра Адамского "Развитие региональной экономики системы профобразования: направления, механизмы, институты"




16 марта на базе ГОУ СПО «Бурятский республиканский колледж технологии и предпринимательства» стартовал проектный семинар «Разработка региональной комплексной программы развития профессионального образования Республики Бурятия». Работа семинара началась с лекции научного руководителя АНО ДПО ИПОП «Эврика» Александра Адамского.
 
Свое выступление он начал с формулировки основного тезиса: развитие профобразования происходит в сложной экономической обстановке, которая диктует определенные условия. Эти условия можно разделить на следующие темы обсуждения.
 
Тема 1. Вызовы, которые в сложившихся условиях стоят перед экономикой страны, и во вторую очередь — перед системой профобразования. При этом важно понимать, что эти вызовы прежде всего стоят перед людьми, а затем уже перед системой образования.
 
Тема 2. Прогнозирование изменения условий. Либо система образования сама становится  интеллектуальной системой прогнозирования, либо идет по заведомо  не результативному пути ожидания прогнозов от третьих лиц. 
 
Тема 3.  Учет социально-экономических эффектов от модернизации профобразования.
 
Условия развития системы профобразования в России таковы, что она традиционно носит характер института социальной защиты: спасение страны от орд бандитствующих подростков. В условиях  перехода к рыночной экономике стали очевидны минусы такого подхода, пришло понимание того,  что прежде всего нужна и важна высокая квалификация работника, обеспечивающая его высокую  конкурентноспособность.Прибыль стала ключевой причиной действий, рынок труда — открыт для мигрантов. Одной из ключевых характеристик профобразования таким образом становится не просто трудоустройство, а уровень зараплаты. Изменения, связанные с предстоящим вступлением в ВТО, также окажут сильное влияние на профобразование: откроется рынок труда, откроется рынок технологий. Икусственные барьеры будут сняты, возникнет конкуренция дипломов и сертификатов. 
Задача системы профобразования — адекватно реагировать на поставленные перед ней вызовы, которые условно могут быть разделены на следующие группы: глобальные (технологии, миграция, демография, экология), страновые (демография, экология), ведомственные. 
Надо отметить, что в данное время  к глобальным  вызовам система профобразования не готова. И главной проблемой становится тот факт, что конкурентноспосбность в современном мире прежде всего зависит от степени готовности к быстрой смене технологий. Карта производственных технологий меняется чаще чем, в два года. При том, что  сам цикл изменений содержания  образования стал в 2-3 раза дольше, чем цикл производстенных изменений на экономических организациях. Парадокс: чем депрессивнее регион, тем менее заметен эффект. Это особенно заметно на  IT технологиях — чем медленне переход, тем менее заметен дисбаланс. 
 
Итак, то что  скорость технологических изменений превышает скорость изменения содержания образования — непреложный факт.  Нужна синхронизация технологического перевооружения и изменения содержания. Предмет проекта в этом ключе: создание институций по поиску инноваций и синхронному определению требований к изменению итоговой аттестации и повышению квалификации. Система профобразования должна двигаться по пути опережающего  развития. 
Другие очевидные глобальные вызовы — это миграция и демография. Здесь важно учесть сочетание принципов защиты внутреннего рынка в сочетании с приницпом мобильности: то есть если закрыть рынок труда совсем, могут рухнуть многие отрасли производства. 
Учет вызовов — важнейшая часть проекта модернизации. Важнейшее условие — синхронизация внешних технологических изменений с внутренним программным содержанием.  Оптимальный механизм мотивации для  движения  образовательного учреждения в данном направлении — ГМЗ, в котором четко прописаны требования соответствия современным технологиям. Ключевой результат программы — моделирование на региональном уровне механизма такого обновления, который мог бы быть применим на федеральном уровне. Это не должны быть готовые методические рекомендации, а именно методика адекватной реакции на технологические изменения.
 
К группе страновых вызовов могут быть отнесены коррупционные барьеры, регламенты определяющие уровень соответствия работника, занимаемой должности, отсутствие именно квалификационных экзаменов: традиционно мы проверяем знание программы, а не умение. Все эти факторы смещают мотивацию от желания обладать навыками к мотивации приобрести бумажку.Ключевой вызов: отсутствие регламента, регулирующего соответствие между наличием компетенций и занимаемой должностью. Все формальные документы для этого есть, но они скорее задают возможность,  чем определяют процедуру.
 
К группе ведомственных вызовов могут быть отнесены набор требований и  компетенций на выходе. Ключевая проблема заключается в том, что мы сейчас не снимаем набор компетенций с передовых технологий. То есть стандарты мы построили, но они не коррелируют с технологиями. Осложнение: закон о всеобщем образовании. Потому что в принципе обучить человека специальности, сократив сроки обучения возможно, но как соблюсти требование о всеобщем обазовании? Как определить набор требований на выходе: его определяет не работодатель, а технология, обеспечивающая максимальную прибыль, расширение рынка товаров и услуг. Задача работодателя — не формулирование набора компетенций, а определение технологии, которую он будет использовать. А задача профобразования — на этом основании снять набор компетенций.
Проектная задача — создание институций, которые могут выполнить эту задачу, при чем нужно решение, ориентированное  на перспективу в сочетании с эффективной системой оценки качества. Интересный факт: на большинстве высокотехнологических производств ключевые компетенции лежат не в сфере профессиональной подготовки, а в сфере дошкольного образования: это умение работать в команде, менять роль и позицию, воспринимать задачу как проблему, требующую решения, ане как трагедию, умение управлять своим временем. Эффективность вложений в образование таким образом, возрастает с количеством вложений в дошкольное образование. 
Следующий ведомственный вызов — низкий уровень производительности труда выпускников, низкая культура производтсва. Может ли это стать результатом образовательной программы? С точки зрения работодателя — да, с точки зрения мастера нет. Это противоречие должно быть устранено. Появление принципиально нового набора компетенций влечет за собой обновление номенклатуры специальностей. 
 
Следующая тема — прогнозирование будущих условий. Программа модернизации профобразования — программа, направленная на прогнозирование тех специальностей, которые помогут экономике обновиться. Чем меньше цикл обновления, тем меньше программа.  Должен быть введен образовательный ценз — наличие лицензий на осущетсвление той илиной производственной деятельности, что влечет за собой необходимость регламентирвоания соответствия.   Программа профобразования неэффективна,  если не охватывает такие вопросы как замещение неквалифицированных работников квалифицированными с гарантиями обеспечения кадрового ресурса. 
Комплекс сроков обучения, оценка компетенций на выходе, система квалификационных испытаний по проверке компетенций, система административных регламентов, при которых некомпетеный человек не может занять должность, экономическая мотивация производителя на получение высокой прибыли при получении высококвалифицированного специалиста. (на пример, если устраивает низкий уровень квалификации, значит источник доходов в другом) — содержание программы модернизации профобразования. Показетелем эффективности программы должны стать экономические показатели бюджета региона в целом. Эффекты  лежат не внутри системы,а вне ее. Какой рост ВРП обеспечивается вложением в профобразование? Производительность труда, занятость, снижение коррупционных барьеров, снижение преступности, профилактика наркомании — параметры эффективности модерниазции профобразования. Система аттестации, параметры — вопрос содержания госзадания, которое также определяет объем услуг и качество услуг. 
Наталья Цырендашиева
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100