Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к выступлению Елены Осиповой 

Выступление Елены Осиповой, руководителя Центра экспертно-аналитических исследований Института развития образования Иркутской области "Стандартизация качества образовательных услуг как один из инструментов развития образовательных систем"




Проблемное поле
1.Удовлетворенность населения Иркутской области качеством образования менее 65%
(Стоит отметить существующую зависимость между  уровнем социально-экономического развития территории и уровнем удовлетворенности. Чем выше  уровень урбанизации территории, тем ниже уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг). Проведенные нами  два года назад исследования показали удовлетворенность  сельским населением  на 72% и городским на  58%. Стоит  отметить, что самыми неудовлетворенными  категориями оказались прежде всего обучающиеся. Расхождение  с родителями составило 10,5% в сельских территориях и 18% в городских.



2.Эффективность социально-экономического развития региона.
По объемам производства валового регионального продукта области на душу населения область занимает 3-е место в Сибирском федеральном округе   и 30-е место в Российской Федерации).  
Ведущие проблемы в  социально-экономической сфере:
Низкая реальная инвестиционная привлекательность региона, несмотря на высокую потенциальную инвестиционную привлекательность (инвестиции в основной капитал ниже среднего уровня по России)
Недостаточный уровень развития инфраструктуры.
По уровню инфраструктурной обеспеченности область отстает от других индустриально развитых регионов Российской Федерации. Особенно низкая инфраструктурная обеспеченность характерна для северных районов, что затрудняет доступ к богатой минерально-сырьевой базе, а также обуславливает более низкий уровень жизни населения.
Демографические проблемы (естественная убыль и миграция высококвалифицированных кадров  в более  экономически развитые территории).
Неравномерное развитие территории области.
Перспективы развития имеют в основном населенные пункты, находящиеся вдоль Транссибирской магистрали, в первую очередь, вблизи Иркутска. Северные территории слабо освоены и численность населения в них постоянно уменьшается и др.

3.Ошибочное отождествление понятий «качество образования» с «результатами образования», приводящее  к сужению спектра управленческих воздействий на образовательные системы.

4.Результаты  образования:
-академические(Интегрированный результат: не получили аттестат о среднем (полном)общем образовании 881выпускник (5,7%);
-уровень социализации обучающихся и выпускников, обеспечивающий успешное встраивание выпускников в социально-экономическую ситуацию региона:
Сложность в  определении  сущности и структуры феномена «социальная компетентность»,придания ей  официального статуса результата на практике, разработка   диагностирующего инструментария для ее определения и  разработка документа, отражающего сформированность социальной компетентности  
5. Финансирование образования на основе Г(М)З: показатели качества  образовательных услуг, проблема разработки, соотнесения с региональными индикаторами и реальными ресурсами ОУ.
6.Оплата труда  учителя. Ключевой вопрос: Каким образом обеспечить  достойную оплату лучшим?
Возможные механизмы:
-базовая часть ЗП (результаты процедуры аттестации, выраженные в  определении  квалификационной категории. Но если разница в оплате  педагогов с первой  и высшей категорией не принципиальна, то тогда в чем смысл прохождения данной процедуры? )
-стимулирующая часть результативность деятельности (Проблема: Что положить в основу разрабатываемых на уровне ОУ критериев  для оценки результативности педагога: достижение обучающимися определенного уровня сформированности компетентностей или четкое выполнение учителем определенных видов деятельности? )
7.Оценка качества образования общественностью, обеспечивающая открытость образовательных учреждений. На основе каких критериев ее осуществлять: подготовленных профессиональным педагогическим сообществом (в чем тогда ее независимость?) или  на основе собственных представлений о качестве у потребителей образовательных услуг? Ведь только во втором случае возможна действительная открытость.

Резюме: Качество образования:
-связующее звено (между всеми направлениями модернизации системы образования;)
-принципиальная позиция ( в формировании стратегических основ развития  системы образования);
-причина (в случае, например, с недостаточным уровнем эффективностью  социально-экономического развития региона);
-следствие (разрешения обозначенных выше проблем, а значит, модернизационных процессов в системе образования).

Возможное решение:
Видится в постановке и реализации методологической задачи-формализации качества образовательных услуг и разработка на этой основе  стандартов качества образовательных услуг, которые бы в свою очередь легли в основу  реализации  направлений модернизации систем образования

Рассмотрим некоторые приложения в рамках примерной структуры стандартов качества  обр.услуг.
Стандарт  качества образовательных услуг
1.Общие положения (нормативная база, понятийный аппарат, целевые позиции)
2.Требования к условиям и процессам, обеспечивающим качество предоставляемых образовательных услуг.
…-требования к персоналу образовательного учреждения-формализованное представление о квалификации и результативности (процедура аттестации   и повышения квалификации)
3. Требования к качеству результатов :
Содержит описание гарантируемого уровня
-академических результатов(федеральный уровень оценки является приоритетным)
-социализации обучающихся и выпускников, обеспечивающих успешное встраивание в социально-экономическую ситуацию региона.( в данном разделе формализуется минимально гарантированный уровень  социализации  )
4. Показатели качества  образовательных услуг:
-Г(М)З (финансирование  предоставляемых услуг);
-оценка уровня достижений обучающихся (прежде всего, социализации);
-оценка уровня удовлетворенности потребителей
Гипотеза
Формализованное  представление качества образовательных услуг в виде  стандартов их предоставления является ведущим инструментом развития процессов:
-финансирования образовательной деятельности через систему Г(М)З и расчет нормативов;
-повышения заработной платы лучших учителей в базовой части через успешную аттестацию и повышение квалификации, в стимулирующей- за достижение высоких результатов обучающимися;
-общественно-государственной оценки качества образования
и, как следствие - обеспечение  повышения качества образования, выраженное в академической  и социальной успешности обучающихся и социально-экономическом развитии региона.

 

 

Аналитическая группа Иркутской области

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100