Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского А.И. «Тенденции развития системы образования» (Часть 2)




13 марта 2011 года в рамках работы экспертно-аналитического семинара «Проектирование реализации Комплексного проекта модернизации образования Иркутской области» прошла лекия Александра Адамского «Тенденции развития системы образования». Продолжая обсуждение проблематики первого дня работы семинара, Александр Адамский подчеркнул, что представление о современном качестве образования формулируется на основе  анализа социально -экономических отношений, в которых выпускник будет находиться, когда вступит в производство. Если мы не прогнозируем эту ситуацию через 3-5 лет, значит не выполняем свою основную задачу — подготовить ребенка к жизни.
Вместе с тем, надо понимать, что уроками по предпринимательству этому не научишь. Ребенка необходимо погрузить в модель предпринимательских отношений, он должен ощутить это на пракитике. Формальные знания необходимы для ориентации в культуре. Другая часть образовательных результатов, относящихся к компетенциям, формируется при иной, неакадемической форме организации занятий.
А какими механизмами могут быть достигнуты современные результаты?
Это прежде всего механизмы финансированя - НПФ, НСОТ, связанные с ними вопросы развития сети. Комплексная программа модернизации включает в себя все эти блоки. Очень важно, чтобы ребенок на всех этапах образования находился в некой общей образовательной среде.
Определение качества рассматривается с позиций 3 вызовов:
глобальных (развитие технологий, этнокультурные, межконфессиональные, экологические и дргие подобные вызовы),
 страновых (сырьевой ресурс, демография, уровень развития экономики и т.д.),
ведомственных (старение персонала, низкий уровень квалификации на всех уровнях, позиционирование образования как затратной бюджетной, а не инвестиционной сферы).
Помимо этого  качество также определяется рядом резльтатов: академических, компетентностных, социальных. Набор результатов и представлений о качестве определяет условия, которые необходимы для достижения этих результатов и этого качества.
В новых ФГОС предпринята попытка нормативного оформления этой связи. Условия и результаты — основание для финансирования. Если условия не обеспечены — результаты не выполнимы. Бюджетирование должно быть ориентировано на результат. Таким образом,  условия диктуют следующие  задачи: финансирование (оплата труда, сеть), ориентированное на результат, создание эффективной системы оценки качества  результата (аттестация как учеников, так и руководителей, повышение квалификации учителей), активное, неформальное общественное управление.
Система финансирования и система оплаты труда — это институты качества образования. Методика расчетов должна быть подчинена качеству, оценка эффективности также должна производится по качеству и результату.

Надо понимать, что сегодня мы обсуждаем систему финансирования не только на основе НПФ, но и с учетом реализации ФЗ-83. Речь идет о переходе на ГМЗ, которое предполагает финансирование услуги на основе финансового норматива (ФГОС) и условий. Введение ФГОС становится таким образом поводом  для разработки качественно иного финансового норматива. В соответствии с новыми требованиями финансовый норматив должен быть рассчитан с учетом достижения всех видов результатов, обеспечения тех условий, которые приводят к данным результатам. В системе оплаты труда в базовой части оплачиваются все виды деятельности учителя. В нормативных документах нужно прописать методику их оплаты ( в том числе и внеурочной деятельности). Без этого мы не можем говорить о введении НСОТ. Далее решается вопрос с компенсационными выплатами как из федерального, так и из других источников. В стимулирующей части учитывается результат деятельности учителя, которые оценивается исключительно по результатам учащихся. Участие в конкурсах, публикации — оплачиваются из базовой части.
Эффективность финансирования зависит не только от объема ассигнований, но и от характера расходования средств. Эффективность тем выше, чем дальше от сметного характера расходования. Чем ниже уровень самостоятельности образовательного учреждения, тем ниже эффективность расходования средств: детализированная разбивка по статьям, невозможность передвижки средств между статьями, длительный процесс централизованных закупок в данном случае становятся значительным препятствием.
Необходимо учитывать, что НПФ базируется на трех принципах:
- региональное закрепление объема средств;
- максимальное доведение выделенного объема средств до ОУ без изъятий;
- отход от сметного расходования.
Наиболее существенной проблемой на сегодня является отсутствие муницпального норматива. Норматив, средства выделенные на сожержание здания, должен быть доведен до ОУ в полном объеме. Если средства не доводятся — нельзя считать, что НПФ введено в полной мере.
Другой аспект: замораживание статуса малых школ не приводит к качеству, но приводит к конкуренции убогости. Утверждение статуса приводит к увеличению количества таких школ, при отсутствии работы в школе в направлении качества. Вместе с тем, если ситуация такова, что малую школу ликвидировать нельзя, норматив должен подразумевать оказание тех услуг, которые оказываются помимо образовательного стандарта. Как вариант возможного решения— переход на сетевое образование.
Мы должны понимать, что качество может и должно оцениваться не только по академическим достижениям, но и по тем социальным эффектам, которые достигаются наличием школы. Качество обучения может быть достигнуто применением сетевых технологий обучения.

Итак, ключевыми финансово- организационными условиями достижения качества являются НПФ, финансирование необразовательных услуг, оказываемых  помимо реализации ФГОС, ориентация финансирования на результат (НСОТ), система оценки качества (аттестация), дифференциация в оплате, общественное управление как обратная связь и своего рода мониторинг удовлетворенности результатами образования.

 

 


Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100