Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к лекции Владимира Бацына 

Лекция эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» Владимира Бацына "Наша новая школа: миф или реальность"




12 марта 2011 года на базе Иркутского государственного лингивстического университета состоялась лекция Владимира Бацына "Наша новая школа: миф или реальность". Свое выступление Владимир Бацын начал с потсановки вопроса: в чем заключается основной смысл национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»?
В первую очередь  – в повышении эффективности образования.
Что такое эффективность? Это такое качество образования, которое измеряется  эффективностью людей, это образование получивших. Как оценить эффективность региональной системы образования? Необходимо оценить, насколько система образования состоялась в качестве ресурса социальной и кадровой поддержки социально-экономического и социально-культурного развития региона, механизма развития интеллектуального потенциала населения.
Как оценить эффективность конкретной школы? Прежде всего, сам выпускник должен оценить, что дала ему школа, а чего не дала. Но выпускник школы сразу, в 17 лет, наверное, не сможет дать ответ на вопрос: «Чего тебе не дала школа?». Поэтому возникает вопрос о связи полученного образования и будущей жизни.
Идеалы современных учеников (из опроса московских школьников двухлетней давности): карьера: менеджер крупной компании среднего звена, чтобы денег было больше, а ответственности – меньше. При этом желательно иметь яхту, шикарное жилье на Лазурном побережье и минимум рабочих дней в неделю – т.е. полное несоответствие представлений о желаниях и собственном вкладе в их исполнение.
В «Нашей новой школе» сказано, что выпускники должны уметь оценивать свои возможности в дальней жизни. Но научить этому в школе нельзя, хотя научиться – можно.
Кто субъект современного образования? Как ни странно, не ученик, т.к. он вынужден «проходить» готовую программу, не им сформированную и / или выбранную. Но и педагог – не субъект, т.к. он тоже не писал ту программу, по которой работает. А те, кто писал, не преподают по этим программам. Поэтому в ННШ идет упор именно на то, чтобы ученик стал субъектом своей собственной образовательной деятельности, чтобы ученику стало нужно и важно учиться.
Важно в школьные годы сформировать отношение к собственной жизни как к проекту. Социализация ребенка, по различным оценкам, заканчивается к 6-8 либо к 14 годам, а далее идет адаптация, - в любом случае фундамент адаптации - дошкольное детство. Если время упущено, то его наверстать уже практически невозможно.
«Индивид» в буквальном переводе с латинского - «цельный, целостный», т.е. индивид - это человек с широким взглядом на внешний мир, ему интересно жить, ему все любопытно.
Что образовательная программ школы предлагает для развития различных проб ребенка, социальных проб? – школьный театр, школьная газета, школьный сад и т.д.
«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства» (ННШ). Кто должен сформировать у ребенка эти качества?
Человек – цель и средство самого себя. Чтобы осознать свою цель, нужно осознать самого себя. Осознание того, зачем ему то, что он изучает в школе, придет тогда, когда школа будет вести предмет «ТЫ», т.е. сам ребенок, а не физика, математика, литература и т.п. Это – лишь способы общения вокруг НЕГО, т.е. самого ребенка.
В Европе и Америке учителям запрещено объяснять новый материал и делать выводы в конце урока. Есть рекомендации не преподавать в школе по одному учебнику (либо множественность учебников, либо работа с источниками) Для чего? Для того, чтобы учитель не внушал свою точку зрения, чтобы ребенок мог сам формировать свой собственный взгляд на мир.
Жизнь в конкурентном мире требует компетентности. Впрямую слово «компетентность» перевести нельзя, это не только «способность  практического использования знаний». Слово «компетентность» появилось в латинском языке в 3 в. до н.э. Это было время, когда Древний Рим «поглощал» Древнюю Грецию, её культуру, в том числе и театр. В театре же под компетентностью понималось «соответствие актера той роли, которую он исполняет на сцене», т.е. наличие у актера неких исключительных способностей, которые позволяют ему победить в конкурентной борьбе за роль.
Поэтому в современном европейском сознании понятие «компетентность» связано с соревновательностью, «достижительностью».
Говорим ли мы с нашими учениками о разных аспектах  успешности? Можно ли считать успешным монаха, принявшего схиму? Безуслловно, с точки зрения самого монаха, - да. А с точки зрения мирян? Такой разговор с нашими детьми необходим.
Готовим ли мы наших выпускников к тому, чтобы состояться в деятельности в некой Новозеландской корпорации или только к тому, чтобы работать в Иркутской области? Необходимо преодолевать комплекс «заложника среды и обстоятельств».
Практическое значение категории «качество жизни» проявляется в пословице «Учимся не для школы, а для жизни». Задаваемые как догмы, характеристики качества жизни определяют желаемый образ будущего и носят проектный характер.
Меритократия (букв. «власть лучших») - выявление и поддержание лучших. Развитие самоорганизации общества и повышение качества жизни невозможно без поддержки позитивной субъектности наиболее активных людей и групп населения. Мотивация, интерес, склонность рассматриваются как ключевой и наиболее ценный ресурс результативности образования. Он высоко соревнователен, но дает шанс наиболее достойным. Принцип равенства уходит как в обществе в целом, так и в школьной среде.
Качество жизни – национальная идея. Главная задача  состоит в том, чтобы помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни и вводить в культуру систематическую работу населения с собственным качеством жизни.
В Конституции РФ, гл. 1, ст. 7 сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Значит, генеральной задачей ННШ на региональном уровне является формирование механизма  стратегического взаимодействия государственных органов управления и общественных организаций для интеграции усилий по развитию человеческого (интеллектуального и кадрового) потенциала и на этой основе осуществление модернизации всей образовательной структуры региона.


 

Ольга Устюгова, Аналитическая группа Иркусткой области



система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100