Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к лекции Александра Адамского 

Лекция научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского «Тенденции развития системы образования» (Часть 1)




12 марта 2011 года на базе Иркутского государственного лингвистического университета состоялась лекция научного руководителя АНО ИПОП  "Эврика" Александра Адамского. Свое выступление он начал с тезиса о то, что  проект развития системы образования не может быть реализован без активного вовлечения в процесс его разработки всех участников процесса: не только разработчиков, но и тех, кому непосредственно предстоит его реализовать.  Поэтому в качестве темы для обсуждения сегодня мы определим качество образования и его результаты, как   один из самых актуальных вопросов для каждой из сторон. Начну с описания некторых тенденций развития образования, вызовов, стоящих перед системой образования сегодня, следующие из этого задачи развития и их типологии. Это экспертный взгляд с ним можно соглашаться, с ним нужно дискутировать
Замечу, что система образования вторична относительно тех вызовов, которые стоят перед людьми. Она направлена на то, чтобы помочь людям. Ключевой задачей образования является задача самореализации человека, его успешная социализация. Современные технологические процессы, процессы глобализации значительно усложнили процесс социализации. Традиционная задача школы — подготовить ребенка к жизни, стала практически невыполнимой в рамках тех форматов, к которым мы привыкли.
Первый вызов заключается в том, что конкурентноспособное  производство отличается частым изменением технологий. Ключевая способность человека — адаптация к этим изменениям. Задача системы образования — сформировать ее.
Второй вызов — наличие в обществе множества различных мнений по тем или иным вопросам. Открытость общества усложняет процесс образования в том смысле, что становится очень сложным  формировать некое общее понимание, видение происходящего. Задача школы — обеспечить человека способностью  к ориентации в поликультурном обществе. Образование — именно потому и называется общим, что оно призвано давать разным людям общие культурные «маячки», примеры, с помощью которых они могут понимать друг друга. Но  традиционный способ, когда всех учат одному, в настоящее время не работает, потому что каждый воспринимает мир по своему. Задача образования - через культурные образцы формировать общее представление о мире.
Но как отобрать эти образцы? Каждый будет отстаивать право на включение тех образцов, которые с его точки зрения имеют первостепенно значение для формирования общекультурного кода. Поэтому один из важнейших вопросов: что делегировать учителю? Выбирать из предложенных программ? Позволить самому составить программу, указав требования к результату? Или дать некую общую программу? Эта задача еще не решена.
Я предлагаю включить эту задачу в процедуру аттестации учителей. Здесь возможны два варианта. Если учитель отказывается — его уровень понятен. Если говорит, что может: мы получаем наряду с очевидными плюсами и такие риски как, например, недостаточная компетентность самих учителей, ограниченность знаний, узость кругозора. Роль учителя в отборе образцов культуры все еще недостаточно обсуждена.
В этом  и заключается растерянность школы перед вызовами. Кризис образования обусловлен тем, что жизненые проблемы меняются, а учебные программы остаются теми же. И этот разрыв либо преодолевается, либо школа теряет статус института образования и становится своего роде детским домом.
Вспомним, ранее тардиционным ответом на вызовы времени становилось введение в программу новых предметов, например информатики, этики и психологии семейной жизни, начальной военной подготовки. Сегодня стало очевидным, что нужны другие способы перемещения содержания образования. Понятно, что кроме освоения культурных образцов, нужно содержание, которое помогало бы человеку действовать в сложившихся реалиях, и появился метод  формирования компетенций. В связи с этим, должен сделать ряд замечаний:
1. Качество образования я понимаю исключительно в рамках социализации ребенка. При этом социализация понимается как непрерывный в течении всей жизни  человека процесс. Насколько социализация внутри образовательного процесса способствует развитию индивидуальных способностей и склонностей ребенка, а не нивилирует его относительно некоего искуственного стандарта? Качество образования характеризуется успешностью социализации. Успешность ребенка — один из результатов качественного образования. Но если знаниевые результаты мы можем измерить, то успешность социализации — нет. У нас нет инструментария для оценки. Этот аспект не учитывается при аттестации учителей. При этом для социализации ребенка роль знания культурных образцов огромна.
2. Кроме знаний нужно обладать умением превращать знания в способ действия.  Знания определяют способ действия. Невозможно действовать не зная, но можно зная - не действовать.  Задача образования — сформировать способность применять полученные знания, адаптироваться к сложившейся ситуации. С этой позиции, должен отметить, компетентностный подход не противоречит знаниевому. Вместе с тем, инструментарий оценки сформированности компетенций в настоящее время не проработан.
Ключевой вызов социалиазции — технологический. Современное кокурентноспособное производство предъявляет свои требования к результатам образования. Необходимые компетенции — спосбность управлять своим временем, способность воспринимать проблему как задачу, а не как трагедию, способность представлять себя, способность менять роль. Ключевым результатом является способность искать решение неизвестного типа задач. Попытка отразить это нашла применение в стандартах для основной школы.
Вместе с тем, эффективность вложений в школу и профобразование напрямую зависит от результатов дошкольного образования. И фундамент успешной социализации закладывается в детском саду и начальной школе. И если на этом уровне работа проведена плохо, то дальнейшие усилия теряют всякий смысл.
Должны быть институционально изменены подходы к переходу «детский сад — школа2, потому что универсальные способности формируются в дошкольном возрасте. Тему качества нужно начинать с формулирования сквозных универсальных способностей. Сам переход должен быть выстроен с точки зрения формирования этих универсальных способностей.
Условием успешной социализации человека также является изменение технологий в процессе образования. Если человек с детства не привык к смене технологий обучения, то смену технологии производства он воспринимает как личную трагедию. Он не готов к этому. Но необходимость и важность изменения технологий пока как сигнал слабо доходит до системы образования. Невооспримчивость к технологическим вызовам сказывается на неэффективности финансирования.
Следующий вызов - глобализация. Этот процесс затрагивает прежде всего такие аспекты как самоидентичность и информационное пространство. Проблема самоидентичности  - одна из самых актуальных проблем образования. Человек не должен потеряться в поликультурном мире.
Итак, разговоры о качестве, результатах, социализации и комптенциях — обоснование тех механизмов, внутри которых институтационально отражены достижения учащихся, сформированность тех или иных компетенций. Изменение самого подхода к процессу образования влечет за собой изменения в процедуре аттестации учителя, и как следствие — в оплате его труда.
Весь этот комплекс связывает представление о качестве и результативности. Вызов для системы образования — в том, чтобы уметь формулировать результаты образования в неопределенной ситуации. Мы должны признать, что неопределенность является основной характеристикой сегодняшнего дня.  Для осмысленной образовательной политики нам сегодня важно необходимо понимать, а в каких же социально-экономических условиях  будет наш выпускник в ближайшие 7-10 лет.  
И начинать процесс изменения, процесс модернизации нужно с системы дошкольного образования, потому что именно там закладываются универсальные компетенции. При этом возникает вопрос о том как оплатить достижение этих результатов.  Мы понимаем, что сквозные результаты — это результаты, которые должны сопровождать каждую ступень образования. Составление карты результатов важно для понимания конечной цели образования как учащимися, так и родителями. Это важно для разработки процедуры итоговой аттестации учащихся и для аттестации учителей,   и как следствие -  для реализации НФЭМ. Если результаты не определены четко — все рушится как карточный домик. Поэтому сегодня мы с вами должны договориться, что именно мы понимаем под результатами, и только потом строить нормативную базу.



 

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100