В рамках второго дня экспертно –аналитического семинара «Проектирование реализации Комплексного проекта
модернизации образования в Иркутской области» организована работа группы по направлению «Эффективность региональных
систем оценки качества образования, кадровая модернизация общего образования» В работе группы приняли участие директора
общеобразовательных школ, руководители муниципальных органов управления образованием, работники ИРО и ИПКРО. Всего 30 человек.
Работа в группе строилась по принципу обмена опытом. В секции образовались две творческие группы.
Вопросом обсуждения в группах стали вопросы разработки оценки качества работы учреждения, учителя, результат работы самого
учащегося. После обсуждения группы озвучили свое видение данной проблемы.
Так например, в выступлении Н.А.Переломовой, говорилось о прогностической модели оценки качества. Основой модели, которую
выработала группа является «Я - концепция» и концепция «я – потенциальное». Основа данной модели
- формирование ценностей: ценность к природе, деятельности и к себе. Основами реализации личности являются личностная,
социальная и профессиональная сферы. Помочь в реализации личности может только педагог. Внутри каждой сферы - формирование
компетенций. Инструментом могут быть диагностики (одна из которых – диагностика личностного роста), использование
портфолио учителя и ученика.
Владимиром Бацыным предложен несколько другой подход, где основой стала социализация, рассматриваемая как сумма компетентностей.
По мнению координатора группы, в основе социализации лежат требования к результатам. Все компетенции проявляются в детской
деятельности. Деятельность становится предметом изучения. Третьим блоком в предложенной схеме могут стать индикаторы, сигналы
этой деятельности. Компетентности определены в федеральных документах. Деятельности для детей придумывают взрослые.
Индикаторы – это утвержденные сигналы оценки. Предполагается, что компетентность демонстрируется в разных видах деятельности,
и если она проявляется неоднократно, то фиксируется как устойчивое явление.
Завязавшийся далее диалог был построен в ключе вопросов и ответов.
Компетентности формируются или развиваются? (Батарбиев М.М.)
Компетенции проявляются и развиваются в деятельности. Универсальность их в том, что компетентность – это способность
совершить некую интеллектуальную деятельность. Компетенции задаются законом, деятельность задается конкретными ОУ в соответствии
со своими условиями и возможностями. Вся сложность состоит в определении индикаторов. Степень развитости компетенций предмет
договоренности, это зависит от многократности ее подтверждения. (Бацын В.К.)
Вы назвали много компетентностей, а ключевых не так много? (Батарбиев М.М.)
Все компетентности определены в соответствии с федеральными стандартами. (Бацын В.К.)
Резюме секции: Необходим переход региона на систему оценки качества образования, базирующуюся на компетентностном подходе.
С. Ахнина, М. Домбровская, И. Каменяр, аналитическая группа Иркутской области
|