В рамках второго дня экспертно –аналитического семинара «Проектирование реализации Комплексного проекта
модернизации образования в Иркутской области» организована работа группы по направлению «Эффективность новых организационно-экономических,
внедряемых в рамках модернизации образования (НПФ, НСОТ)». В работе группы приняли участие 37 человек.
Работа участников группы была направлена на разработку трех проектных заданий:
1. Разработка ТЗ на нормативно-правовое сопровождение модернизации системы нормативно-подушевого финансирования
в области;
2. Разработка ТЗ по модели распределения ФОТ при введении НСОТ;
3. Разработка ТЗ на организационные механизмы внедрения новых финансовых механизмов.
По первому направлению определились, что действующее в Иркутской области с 2005 г. НПФ, в методику расчета которого были заложены
учебные расходы и з/п учителя по 13 разряду ЕТС, не обеспечивает прозрачность норматива и не содержит механизм доведения
норматива до уровня ОУ.
В связи с переходом на НСОТ определено следующее ТЗ на модернизацию региональных нормативно-правовых актов и методики расчета
норматива:
1. Проведение расчет норматива в части ФОТ на 1 обучающегося исходя из среднемесячной з/п по виду экономической
деятельности «Образование» (предполагаемая доля на учебные расходы - 10%);
2. Проведение кластерного анализа по численности населения в населенных пунктах Иркутской области с целью
определения повышающих коэффициентов к нормативу.
По второму направлению обсуждались механизмы ФОТ и возможности соотношения частей ФОТ. Определены следующие основные приступы
введения НСОТ:
1. Основная миссия НСОТ - работать на качество образования.
2. З/п хорошего учителя должна в разы превышать з/п учителя, дающего более низкие результаты.
3. Стимулирующая часть может расти в динамике от 25% до 40% при переходе на компетентностный подход
к результатам образования.
В качестве ТЗ для пилотных территорий (Черемховский, Усть-Илимский районы) определена разработка 2-х блоков: спектра видов
деятельности, подлежащих оплате в базовой части и спектра результатов, подлежащих оплате в стимулирующей части, а также определение
весовых коэффициентов каждой части данных спектров.
По третьему проектному направлению были определены основные организационные проблемы внедрения механизмы
внедрения новых финансовых механизмов регионального, муниципального и локального уровней, а также сформулированы ТЗ
для проектных команд.
Региональный уровень:
Проблемы:
-не разработаны стандарты услуг под ФГОС;
- структура норматива не соответствует задачам ФГОС;
- необходим перевод непрофильных расходов в структуре регионального норматива в аутсорсинг (через дотации или через
аутсорсинг в АУ);
- неразвитость инфраструктуры дистанционного образования;
- исполнение ОУ разных, не только образовательных услуг;
ТЗ: разработка методики расчета норматива финансирования Г(М)З в соответствии с ФГОС.
Муниципальный уровень:
- методики расчета стоимости услуги раздельно по услугам: проблема состоит в подгонке стоимости под факт и в отсутствии ориентации
на результаты (компетентности, социализация и т.д.);
- отсутствие собственных бухгалтерий у ряда ОУ при финансировании по Г(М)З.
ТЗ: разработка методик расчета нормативов оказания различных услуг с ориентацией на результат.
Школьный уровень:
- Аттестация руководителей в условиях ГМЗ вместо срочных договоров
ТЗ: разработка критериев оценки интенсивности и качества работы руководителя в условиях НСОТ.
Ольга Устюгова, аналитическая группа Иркутской области.
|