Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар по КПМО в Иркутской области > Н.М. Шадрина. Формирование Государственного (муниципального) задания: проблематика и эффективность
Презентация к лекции Натальи Шадриной 

Наталья Шадрина. Формирование Государственного (муниципального) задания: проблематика и эффективность




В рамках работы экспертно- аналитического семинара «Проектирование реализации Комплексного проекта модернизации образования в Иркутской области» 12 декабря 2010 г.  прошла лекция Натальи Шадриной. Она обозначила основные вопросы  формирования Г(М)З.

Недостатки  оказания услуг посредством текущего финансирования поставщика (учреждения) по смете связаны с отсутствием связи между качеством результата и объемом бюджетного финансирования  учреждений.
При вступлении в силу ФЗ-83 появится новая типология ОУ: бюджетные, автономные и казенные. Два первых типа ОУ будут финансироваться не по сметному принципу, а путем предоставления субсидий на основании муниципального задания. Финансовое обеспечение увязывается с результатом и показателями эффективности оказания госуслуги, создается мотивация для экономии средств. ОУ может экономить  деньги, и сэкономленные средства не будут изыматься из бюджета учреждения.
Отличие БУ и АУ: на АУ не распространяется действие ФЗ-94.
Государственное (муниципальное) задание  для БУ и АУ должно содержать:
-    Выписку из реестра расходных обязательств
-    Показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем оказываемых услуг (выполнения работ);
-    Порядок контроля за исполнение задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
-    Требования к отчетности об исполнении задания
Задание на оказание услуг также должно содержать:
-    Определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
-    Порядок оказания соответствующих услуг;
-    Предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов)
Вопросы, на которые нужно ответить при формировании Г(М)З:
1. как оценить потребность в услугах учреждения;
2. как рассчитать финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания;
3. как объективно оценить качество выполнения задания и определить объем субсидии в зависимости от этой оценки;
Г(М)З разрабатывается учредителем для каждого подведомственного ОУ, по каждой оказываемой услуге (не только образовательной).
Основанием для формирования Г(М)З является информация от ОУ о лицах, которые будут получать эти услуги (в т.ч. по безвозмездной или частично платной услуге);  показатели, характеризующие качество и объем  предоставляемой услуги и план по доходам и расходам  на оказание услуг, предоставляемых платно.
Вопросы формирования перечня услуг, предоставляемых образовательным учреждением, следующие:
Каким образом получить дополнительные ресурсы на развитие школы?
Какие потребности существуют у потенциальных клиентов школы и как их выявлять?
Кто эти самые потенциальные клиенты – только ли учащиеся школы и их семьи?
Какие образовательные услуги школы пользуются спросом и какие услуги необходимо создавать?
Что же может предложить школа своему потребителю, чем она может его заинтересовать?
Каким образом и в каком объеме финансируется Г(М)З? – ответ в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 №1065.

Государственное (муниципальное) задание  должно содержать (ст. 69.2 БК):
-    Выписку из реестра расходных обязательств
-    Показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем оказываемых услуг (выполнения работ);
-    Порядок контроля за исполнение задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
-    Требования к отчетности об исполнении задания
Задание на оказание услуг также должно содержать:
-    Определение категорий физических и (или) , юридических лиц являющихся потребителями соответствующих услуг;
-    Порядок оказания соответствующих услуг;
-    Предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Результаты предоставления услуг оцениваются по индикаторам оценки качества предоставления услуг.  Индикаторы оценки качества предоставления услуг устанавливаются Заказчиком в государственным (муниципальном) задании.  Заказчик определяет для бюджетных и (или)  автономных учреждений требования  к  отчетности об исполнении задания. Данное определение должно включать:
Периодичность предоставления учреждением промежуточных отчетов об исполнении задания.
Срок  предоставления  учреждением  итогового  отчета о выполнении задания.
Показатели  и  указание  сведений,  которые   должны   включаться учреждением  в  промежуточный  и  итоговый  отчеты  об   исполнении задания.
Задание  для  учреждения  формируется  с   учетом   следующих факторов:
Прогнозов  потребности   в   соответствующих   видах   услуг, оцениваемых  на  основании   прогнозируемой   динамики   количества потребителей  услуг,  их  демографических и социально-экономических характеристик,      потребительских      предпочтений,       уровня удовлетворенности  потребителей  услуг   существующим   объемом   и качеством услуг.
Реальных возможностей бюджетного и (или) автономного учреждения  по  оказанию   услуг,   к   которым    могут    относиться    состояние материально-технической    базы     учреждения,     территориальное расположение,  квалификация  кадров  и  возможности  ее повышения и другие факторы.
Форма Г(М)З должна быть продумана таким образом, чтобы учитывать индивидуальные особенности конкретного ОУ.
Порядок контроля за исполнением задания, в том числе условия и  порядок  его досрочного прекращения определяются заказчиком в рамках  задания  для  бюджетных  и (или)   автономных  учреждений.  
Форма отчета д.б. простой и понятной (рабочей), важно не перегружать её информацией.
Осуществление контроля за исполнением Г(М)З:
Задание в части оказания государственных (муниципальных) услуг, оказываемых Учреждением, может быть досрочно прекращено органом местного самоуправления в сфере образования (полностью или частично) в случаях:
а) реорганизации или ликвидации Учреждения;
б) создания Учреждения путём изменения существующего типа Учреждения;
в) в иных случаях, когда Учреждение не обеспечивает выполнение задания или имеются основания предполагать, что задание не будет выполнено в полном объёме или в соответствии с иными установленными требованиями.
Стоимость услуги по предоставлению общего образования складывается из субвенции регионального бюджета, рассчитанной по нормативу финансирования на реализацию общеобразовательной  программы общего  образования и расходов муниципального бюджета, рассчитанных по нормативу финансирования на организацию предоставления образовательной услуги, а также расходов на развитие учреждения, утверждаемых соответствующими программами.
 Расходы  на приобретение оборудования, текущий ремонт  зданий и  сооружений в затраты  Г(М)З не входят (финансирование по программам). 2. Если учреждение не обеспечивает Г(М)З, ГРСБ обязан принять меры, в пределах своей компетенции, в т.ч. корректировки задания.
Контроль за исполнением (ГМ)З должен осуществляться на основе следующих показателей:
1. Полнота и эффективность использования бюджетных средств,
2. Количество потребителей  государственных(муниципальных) услуг,
3. Качество оказания государственных услуг (количественные характеристики качественных показателей).
При фактическом исполнении государственного (муниципального) задания  бюджетными и(или)  автономными   учреждениями   в   меньшем   объеме,   чем   это предусмотрено  государственным (муниципальным)  заданием,   или   с   качеством,   не соответствующим   установленному   заданию,   или  установленным требованиям   к соответствующим   услугам,   определенным   согласно   действующему законодательству,  заказчик   вправе  сократить объем финансового обеспечения  и  (или)  потребовать  частичного или полного возврата предоставленного бюджетному и(или) автономному учреждению  финансового обеспечения,  и  (или)  скорректировать  государственное (муниципальное)  задание при согласовании с Заказчиком.
Проблемы введения Г(М)З связаны с тем, что в регионах сегодня отсутствуют: Грамотная методика контроля за выполнением  Г(М)З, механизмы взаимодействия  учредителя и учреждения  в случае невыполнения задания, методика определения  расчётно-нормативных затрат. Поэтому в ближайшее время на региональном уровне необходимо утвердить перечень услуг, оказываемых бюджетным  или автономным учреждением, и стандарт качества предоставляемых услуг - условие перехода от финансирования учреждения к финансированию услуги.


Ольга Устюгова, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100