Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар по КПМО в Иркутской области > В.К. Бацын. Качество образования и гражданский заказ
Презентация к лекции Владимира Бацына 

Владимир Бацын. Качество образования и гражданский заказ




В рамках работы экспертно- аналитического семинара «Проектирование реализации Комплексного проекта модернизации образования в Иркутской области» 12 декабря 2010 г.  прошла лекция Владимира Бацына.

Как относится к тому, что скоро станет нашему  будущим? Как с этим  будущим взаимодейстовать? По большому счету мы должны превратить образование  не в достижение всеобщего минимума для всех, - говорит Владимир Бацын, - а в возможность получения  индивидуального максимума  для  каждой  отдельной личности.
Целеполагание на сегодня: «Приобретай как можно больше опыта, это поможет тебе избежать освоения ненужных массивов  информации» В отличие  от  прошлого варианта «Учись, и знания помогут тебе избежать ошибок». Серьезное переосмысление происходит  в следующем контексте:  отличить нужные знания от нужности знаний. У каждого из нас свое собственное знание. Получить  чужое знание  невозможно. Нам  нужно преодолеть иллюзию, что на одном материале мы всем детям даем одно и то же знание. Каждый в течение  жизни получает  свое знание. и от которого он будет отталкиваться далее.
 Возникает противоречие между  индивидуальным максимумом    и всеобщим минимумом. Это  методологическое противоречие.  
-Чья субъектность задает нам  стратегию образования? Разделим  ее на две условные группы. С одной стороны –это ФГОС, ЕГЭ, Управляющий совет и др. С другой - семья, гражданское бщество, ученик, народ. и тд.
-Чьи интересы выражают сегодняшние нормы? Это очень интересная работа. Проанализировать, что реально нужно каждому субъекту  от общего  среднего образования. Окажется, что  интересы  субъектов находятся в разных отношениях: накладываются, не накладываются, временами противоречат. Важно прийти к выработке общего приемлемого курса, осуществлять в дальнейшем его мониторинг. Именно этот  курс   должен стать ведущим направлением в образовательной политике.
Возьмем для примера ФГОС. ФГОС должен  выражать общенациональный подход к образованию и его результатам. Вопрос  важен, потому  что  среди  субъктов образования есть собственно ребенок. Каким он должен стать в будущем? Это ключевой  заказ. Все зависит от того, чей заказ выполняет образование. Либо это строго определенные требования, ведущие к формированию унифицированной личности. Либо это  открытое образование для свободной личности. Что реально происходит в школе? В какой степени мы обеспечиваем  свободу развития личности? Либо мы создаем «прокрустово ложе» в которое должен жестко вписаться человек?
Качество моего образования и  качество моей жизни. Есть ли какая-то корелляция. В какой  степени она возникает? И когда она завершается? Насколько человек свободен и что делает система образования, чтобы сделать его свободным и самоопределяющимся?
Рассмотрим некоторые аспекты  более детально.
1. Выращивание  индивидуальной образовательной программы.
 В качестве главного вопроса ФГОС обозначена способность ребенка осваивать  индивидуальную  образовательную программу. Младший школьник самостоятельно не сможет сделать выбор образовательных приоритетов. А когда он сможет  сформировать свой образовательный интерес? Необходимо  создавать программы, обеспечивающие  грамотность выбора. Что сделать, чтобы к 8, 9 классу наши ученики  смогли сделать осознанный выбор? Для этого они должны понимать  ценность образования. К сожалению, сегодня даже большинство родителей не понимают того, что образование -универсальная ценность. Осознание  данного момента присутствует не у всех.
2.Экстремум социализации достигается в возрасте 2-6 лет, а дальше идет социокультурная  адаптации. Если матрица уже усвоена, изменить ее сложно. Что происходит дальше? Как  возникает компромисс по отношению  к детской  матрице?
От того как разрешается этот вопрос зависит способность или  неспособность человека перестраиваться  во взрослой жизни. Что вытекает для нас из этого факта для образовательной практики?   Раннее детство недооценивается  катастрофически. Именно в этом возрасте необходимо реализовывать основное продвижение.
 Маленькому ребенку  нужно предоставить условия, чтобы максимально проявить свои  генетические возможности. Набор талантов у детей  многообразен. Многие из них  пограничны и трудно оценимы привычными способами. Как например, оценить талант П.И. Чичикова? С современной  точки зрения это  безумно талантливый человек.
Если бы мы смогли создать  условия для проявления талантов  наших детей,  стали бы разговаривать с детьми не на упрощенном детском  языке,  а на настоящем сегодняшнем, то  в 4 года мы бы имели  прекрасных ораторов, к 7 годам – умение предъявлять себя,  первично оценивать, а к 14 годам мы бы имели ребят, способных говорить осознанно  о своей  индивидуальной  образовательной  программе.
Здесь вопрос  к обществу. Как мы сами позиционируем себя по отношению к детям? Насколько мы сами себя реализуем,  будучи редуцированы до уровня  учителей- предметников? Осознаем ли, что мы не педагоги в широком смысле этого слова. Нам  необходимо превратиться в культурно-социально-образовательных работников. Индивидуальная образовательная программа в этом смысле –это нечто полноценное, разнонаправленное, что превращает наших учеников  в полноценную личность.
3.Я цель и средство самого себя
4. Я система отношений к природе, обществу и самому себе.
5.Образование как универсальная ценность

Один из важнейших постулатов сегодня: мы сами  делаем общество сильнее  через развитие самих себя. В чем тонкость? Кто ставит цели? Какие цели ставятся перед обществом. Для  социализации это имеет принципиальное значение. Воспитываем ли мы индивидуума или  цели образования  жестко диктует  государство? Либо мы идет от ученика и его осознания  себя. Речь идет сегодня о диалоге  этих двух систем и подходов.
Вернемся к тезису о народе. А что это такое. Кому необходимо сохранение его традиций, языка? Государству или индивидууму? Должна ли школа сделать все для сохранения  языка и традиций? Это все проблематика  целеполагания образовательной программы образовательного учреждения. Образовательная программа-это самоопределение родительского сообщества, педагогического  коллектива.. Социализация -это развитие  детской  субъектности по всем направлениям.
 Мы сегодня становимся субъектами, гражданами  мира, а не отдельной страны. В связи с этим мы   готовим ребенка  к деятельности и жизни в селе, регионе, стране, планете? Человек 21 века должен  найти способ реализации самого себя где угодно. Либо он реализуется в пределах общемирового пространства .Либо он делает  самоопределяющий вывод: «Я остаюсь на своей  земле».  Вопрос в том, чтобы это был осознанный критический выбор
Драматизм в том, что наш с вами ученик обладает серьезным дефицитом. Он не принимает участия в собственном образовании. Ребенок находится в системе дефицитов:
-синергетический дефицит (дети не самоорганизуются. Они «раздерганы» по предметам, они не участвуют в образовании друг друга.)
-гуманитарный дефицит
-антропологический дефицит
«Школа –это место где нам отвечают на вопросы , которые нам не задавали».
Задачи школы через Образовательную программу на сегодня:
-влияние на повседневность  ученика;
-создание мест «личного присутствия» (система доп. Образования куда дети бегут);
-присвоение смысла и значение создаваемой реальности (рефлексия. «В чем мой  прогресс относительно самого себя?»)

 Школьные знания сегодня –это не знания, Это запомненная информация. Подлинные знания- это полностью  усвоенный опыт. Вопрос в том, что чем шире детский опыт, тем богаче образовательная программа. Мир не делится на науки. Современная наука работает в междисциплинарном пространстве. Развитие критического мышления –изумительная база для развития всевозможных  компетентностей ребенка.
Что такое Образовательная программа  сегодня.
-это культурно –образовательный проект, так  результат образовательной программы  открыт.
-пространство  ОП ОУ, его системные и внесистемные изменения;
-авторы и исполнители ОП, трансформация  их субъектностей в процессе реализации , проектная (экспертная  компетентность). Мы должны продумывать и  анализировать результаты образовательной деятельности. Предмет  «полиперспективной экспертизы» -качество образования, так как  любое  однократное  событие  имеет массу измерений.
Важная мысль: сегодня образовательная программа ОУ-продукт совместной деятельности  с Управляющим советом и всеми субъектами  образовательного процесса.
Подводя итоги. В чем новое отношении к образованию?
1.Мое  образование - единственное  средство повышения его прибавочной стоимости. Она тем выше, чем своеобразнее  компетентностный опыт ребенка, человека.
2.Почувствовать себя дефицитной фигурой на рынке, носителем редких компетентностей
Умение  использовать свой  человеческий  капитал- ключевой  вопрос образования сегодня.



Елена Осипова, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100