Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар по КПМО в Иркутской области > Лекция научного руководителя ИПОП «Эврика» А.И.Адамского «Эффекты и результаты КПМО". Часть 2
Презентация к лекции Александра Адамского 

Лекция научного руководителя ИПОП «Эврика» Александра Адамского «Эффекты и результаты КПМО". Часть 2




12 декабря 2010 года работа экспертно-аналитического семинара «Проектирование реализации Комплексного проекта модернизации образования в Иркутской области» началась с лекции научного руководителя института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского.

Свое выступление он начал с утверждения, что система финансирования, система оплаты труда должны быть направлены на современное качество образования.
Аттестация – и обучающихся, и работников образования – важнейший механизм качества, не работающий сегодня. Узость ГИА и несовершенство содержания аттестации педагогов создают серьезные помехи на пути достижения качества.
Главный вопрос: работают ли основные финансовые механизмы на качество?  Механизмом повышения финансирования в образовании является система мониторинга эффективности вложенных средств, анализ эффективности механизмов финансирования.
Во что конкретно сегодня вкладываются средства в образовании? В материальное обеспечение учителей, и то недостаточно. Ключевым параметром для оценки эффективности вложения средств должен выступать анализ социализация обучающихся и выпускников. Нужно довольно длительно отслеживать судьбу выпускников, чтобы увидеть, что школа сработала хорошо, качественно.
Когда мы научимся оценивать социализацию, мы отойдем от единственности ЕГЭ в качестве инструмента оценки качества образования.
Успешная социализация выпускников может дать нам: социальное благополучие, высокую прибыль экономических организаций, низкий уровень преступности, высокую производительность труда, конкурентоспособность товаров и услуг, снижение уровня смертности. Следствие: рост РВП, доходов бюджета за счет собственных предприятий, высокая мобильность населения, высокий уровень безопасности и другие показатели социально-экономического развития региона.
Инвестиционный характер финансирования связан с расширением списка ответственности системы образования. Целый ряд компетентностей формируется только в школьные годы, и ответственна за это школа. Пример: люди, работающие в атомной промышленности, выходя на международный рынок, вынуждены перестраиваться для работы совсем в другой системе ценностей, и от сложности перехода теряются огромные финансовые средства, а виновата в этом школа, которая не развила в своих учениках нужные компетентности.
Нынешнее дошкольное и начальное школьное образование становятся основой для дальнейшей успешности всей российской экономики, т.к. главное – это сформировать именно компетентности, связанные со способностями занимать разные позиции, быстро менять сферы деятельности, психологические установки.
Экономика страны зависит от уровня потребления, от спроса на товары. И здесь на первый план выходят компетентности для потребления, а не для производства. Пример – проблема ЕГЭ – мы не можем перейти на безбумажный вариант, т.к. при клавиатурном заполнении выпускники делают гораздо больше ошибок, чем при бумажном. (Это мы уже проходили при переходе от перьевых ручек к шариковым). А если в порядок аттестации учителей включить определение уровня клавиатурной грамотности – сколько учителей пройдет такое испытание?
К сожалению, речь нужно вести и о низком уровне компетентности многих руководителей систем образования муниципального уровня в информационных технологиях. Это видно из договоров, которые они заключают с провайдерами, т.к. там прописаны скорость интернета и другие параметры предоставления данной услуги.
Результат образования - это знания, компетентности, опыт. Качество же образования определяется уровнем социализации и успешности обучающихся и выпускников.
Система оценки результатов – контроль, система оценки качества – мониторинг.
Долгое время основным содержанием образования было обучение детей неким алгоритмам: решения задач, написания сочинений и т.п. Но новое время ставит новые задачи: жизнь стала неопределенной, и применение известных алгоритмов уже не срабатывает, поэтому содержанием образования становятся различные компетенции, социальный опыт, а не только знания.
Аудитория активно включилась в обсуждение тезисов выступления.
Заведующий кафедрой информатики ОГУ ДПО ИИПКРО Виктор Дурасов задал следующий вопрос: на самом деле уровень профессиональной и информационной компетентности у наших учителей достаточно высок. Вопрос в другом – а насколько созданы условия для приложения этих компетенций?
По мнению Александра Адамского бесконечное дублирование информационных носителей в бумажном и электронном вариантах бессмысленно. Нужно сформулировать ТЗ для разработки нормативных актов, т.к. в школьном делопроизводстве, например, действуют нормы 70-х годов, следовать которым все обязаны. Значит, нужно разработать новые нормативные акты, решить, как при этом сохранять персональные данные, защищать информацию и т.п. Другое проектное задание: автоматизирование всех бухгалтерских и расчетных экономических процессов. Но это тормозит сметное финансирование, т.е. речь опять идет о комплексности процессов модернизации: невозможно рассматривать вопросы информатизации, качества и финансирования в отрыве друг от друга.
Самый большой дефицит в среде управленцев – компетентность в проектировании развития образовательной системы. Нужно вводить в перечень аттестационных процедур аттестацию на компетентность в управлении.
Вернемся к НСОТ. Стимулирующая часть не равна надтарифному фонду по сути. Базовая часть ОТ - для оплаты сделанного работником (без учета качества). Структура базовой части – проектная задача, решаемая с учетом ряда других задач: привлечения молодых сотрудников, оплаты внеучебных результатов и т.п. Все виды деятельности должны быть оплачены в базовой части ОТ, там же могут учитываться и какие-то отличительные особенности квалификации учителей: коэффициент информационной компетентности, например (при этом примерное положение о НСОТ на региональном уровне должно быть избыточным, т.к. конечный вариант положения принимается самим ОУ, и в него не должны входить все внесенные в примерный документ составляющие).
Проектная задача разработки базовой части НСОТ: как нормировать внеурочную деятельность учителя (проверку тетрадей, поход, экскурсию и т.д.). Если мы сохраняем в базовой части ОТ учет квалификационных категорий педагогов, полученных при аттестации, то разрыв между категориями должен достигать 30%.
Стимулирующая часть: оплата только за детский результат. Задача: как оценить атмосферу в классе, индивидуальный подход, социализацию? Авторитарность учителя в начальной школе провоцирует много заболеваний – от гастрита до сколиоза, а мы гордимся дисциплиной, которую такой учитель устанавливает в классе. Ключевой момент  оценки качества работы учителя – создание набора инструментов для неё, причем не только квалиметрических. Здесь нужно учитывать и мнение родителей, и мнение детей. Появляется зависимость учителей от внешней оценки, но эта оценка должна быть так организована, чтобы было несколько перекрывающих друг друга потоков информации, и директор ни в коем случае не может быть единственным оценщиком, обязательно нужно привлекать общественность. Чем шире спектр оценки, тем она адекватнее. Ключевая задача – создание широкого спектра таких мероприятий, в которых дети могут проявить себя с разных сторон.
Немного о НПФ как механизме повышения качества образования. Необходимо иметь методику расчета норматива на создание условий, обеспечивающих качество и результат. Определение стоимости – это и есть норматив. Но в нормативе должны быть заложены и требования к квалификации учителя. Норматив должен быть утвержденным и доведенным до ОУ без изъятия. Норматив должен быть на ребенка, а не на ОУ. Поэтому должно остаться всего два вида норматива: на обычного ребенка и на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Появляется и сетевой  норматив для ребенка, обучающегося на  модульно-дистанционной основе.
Технологические способы  увеличения качества образования влекут за собой другие финансовые механизмы. В Пермской области при внедрении модели «Школа – учительский дом» з/п учителя поднялась в 7 раз, выросло и качество образования.
Государственное (муниципальное) задание – это очень эффективный способ финансирования, т.к. муниципальное задание делится на 2 блока: норматив на реализацию ФГОС (задача – сужение поля коэффициентов) и оплата услуг (образовательных, но которые не входят во ФГОС, и необразовательных). Сельская малокомплектная школа должна получать деньги на то, что она является социокультурным центром села. По ФЗ-83 деньги по линии смежных министерств можно заполучить на школу через формирование заявки на выполнения различных необразовательных услуг. Но делать это в формате казенного учреждения невозможно, только в формате бюджетного или автономного учреждения. Здесь проектные задания – новая методика формирования норматива и формирование спектра услуг, которые может оказывать ОУ.
                        

 

Ольга Устюгова, Елена Осипова, аналитическая группа Иркутской области
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100