Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар по КПМО в Иркутской области > Группа "Эффективность региональных систем оценки качества образования"

Эффективность региональных систем оценки качества образования, кадровая модернизация общего образования
Координатор: Владимир Бацын




В рамках экспертно-аналитического семинара ««Проектирование реализации Комплексного проекта модернизации образования в Иркутской области» организована работа группы по направлению: Эффективность региональных систем оценки качества образования, кадровая модернизация общего образования.  Координатор: Владимир Бацын.
Среди участников группы - директора общеобразовательных школ, руководители муниципальных органов управления образованием. Всего 32 человека.

По мнению координатора группы Владимира Бацына   в результате обсуждения у каждого может возникнуть что-то вроде собственного проекта или подпроекта. Необходимо соотнести внутренние интенции, получше разобраться в вопросах, предложенных к обсуждению.
Основная цель – рассмотреть эти вопросы со всех сторон, посмотреть что уже сделано и к чему пришли, и что нужно было сделать на самом деле.
Почти большая часть регионов занимается проблематикой оценки качества образования. Есть регионы , которые могут поделиться  своим опытом, но каждая из систем несовершенна.
До сих пор существуют разночтения в понятии качества образования, есть вопросы, что оценивать, как оценивать и что брать за единицу измерения.

Ведущий тезис : кто может оценить качество: родитель, учитель, ребенок, власти и т.д. Дело в том, что субъектов, ожидающих результат образования много. Они все разные. Какую роль играет государство в этой оценке, не вполне ясно, но оно, государство, не может быть единоличным в оценке качества подготовки.

Как может ученик оценить качество своего образования? Нет измерителя с чем сравнить. Немногие могут это сделать.
Родители , разного социального статуса, в основном сравнивают со своим прошлым.

Есть и педагогическое сообщество, которое тоже несет свой собственный комплекс представлений о качестве.
Согласны ли вы с тем что 17-летний молодой ученик , покидающий школу должен обладать нечто большим чем, сдать экзамены. Должен быть готов к самоопределению. Есть люди, которые считают , что идеальные знания - это не лучший результат.
А нужны ли эти знания, которые заключены в современных учебниках?
Что не хватает и  что должно быть дано в современной школе?

Найманова Л.С.: Нужно практическое применение знаний, профориентация и направленность на будущее.
Бацын В.К.: Способность человека к инструментальному применению знания.
1. Не хватает компетентности работы с учебным материалом.
2. Не хватает мотивации к учению.
3. Социализации.
4. Индивидуализации.
5. Соморазвитие, самопознание и т.д.
6. Универсальние компетентности.

Это те дефициты, которые не дает современное образование. Эта чаша весов конечно же перевешивает, ту чашу, которая связана с академическими знаниями. На практике применятся только технология заполненности учебным материалом. На рынок труда выходит человек. От которого требуются совершенно иные способности.

Если будут только формироваться одни и те же универсальные компетентности, то мы бы получали роботов. Если ученик сам бы понимал, какие компетентности необходимы для него лично, а школа могла бы их помогать ему развивать и наполнять, то тогда и можно было бы говорить о качестве образования. Выпускник был бы конкурентноспособным на рынке труда.
Ни классно-урочная система, ни религиозная ментальность,  ни современный учитель не нацелены на формирование  нового человека.
Компетентность – способность соревноваться , сравнивать.
Где начинать формировать эту компетентность? Социализация формируется  в период с 6-13 лет. А дальше это только адаптация. Поэтому тратить миллионы на развитие на другие периоды бесполезны. Менять отношение взрослых к детям надо начинать с  рождения ребенка.

Нужно задаться вопросом , что нужно делать? У детей в мире нет никакой мембраны между миром,  на начальной стадии усваивается язык. Уже в этот период происходит социализация, ребенок калькирует весь мир. Ребенок усвоит максимум той информации, с которой он связывается. Необходимо вступать с ним диалог по поводу природы, людей и самое главное все время возвращать его к рефлексии. В 7 лет ребенок способен рассуждать о себе и своих поступках. В этом и состоит важность вступления ребенка в жизнь. Опыт на каждом этапе жизни разный.

Что значит образовательная программа? Это перечень тех средств, которые развивают индивидуальные компетенции.
Тезис :Эффективность образования оценивает тот , кто его получает. Каждый получает свое образование.
Задача школы в том , чтобы каждому получить свое образование, сообразное себе.
Человек есть цель и средство самого себя. Если образование не сформировало в нем самосность , то были потрачены зря средства. Нужно ли государству такое образование государству? Самореализация предполагает жизнь среди такого же социума.
Образовательная программа – это та программа, которая помогает приобрести социальный опыт и получить дополнительные ресурсы к становлению.
Государству надо не очень много: чтобы из школы выходили люди , включенные в определенную политическую систему; хотят чтобы его признавали и любили; чтобы все были включены в общую культурную рамку.
 Существующая система оценки качества формальна, основанная на оценке пока  индивидуальных достижений.
Качество образования измеряется его эффективностью  применения знаний.

Тезисы:
Образовательные программы не совпадают с учебными программами.
Качество образования измеряется его эффективностью применения знаний.
У каждого индивида собственная программа, собственная цель.

Батарбиев М.Д., директор экспериментального лицея г. Усть-Илимска: Что значит построить диалог с ребенком ?
Бацын В.К.: Диалог с ребенком строиться на том, что я должен ввести ребенка в задумчивость; я не должен  только себя считать правым; в диалоге должен волновать мотив его поступка.

Батарбиев М.Д.: Требования оценивать работу по результатам абсурдно?
Бацын В.К. Конечный результат оцениваем мы. Работа школ -  создать для субъекта индивидуальную программу  развития. Субъект оценивания меняется в процессе. Мнение  извне всегда субъективно.
 


Аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100