В рамках работы экспертно- аналитического семинара «Проектирование реализации Комплексного проекта
модернизации образования в Иркутской области» организована работа группы по направлению «Эффективность новых организационно-экономических
механизмов, внедряемых в рамках модернизации образования (НПФ, НСОТ)». Координатор: Роман Селюков. В работе группы приняли
участие 57 человек.
Сначала Роман Селюков продолжил разговор о новых экономических механизмах, внедряемых в рамках модернизации образования,
начатый на пленарном заседании. Ведущий представил следующие параметры, которые характеризуют эффективности НСОТ:
1. Высокая дифференциация з/п учителей (в 2-3 раза больше получают те учителя, результаты обучающихся у которых выше, чем
у остальных). Таких высокооплачиваемых учителей в коллективах примерно 10-15%. Для определения уровня квалификации педагогов
можно использовать новые квалификационные характеристики.
2. Доля стимулирующей части ФОТ не менее 30%.
3. Ученико-час. Необходимо обратить внимание на критерий расчета неэффективных расходов «Отражение интенсивности труда
учителя в окладе» - т.е. должна быть связь между окладом учителя и наполняемостью классов, в которых он работает. Расчет
ученико-часа – это единственная методика расчета НСОТ с учетом данного критерия. Если мы не учитываем интенсивность
труда, то мы плодим неэффективные расходы.
4. Стимулирующие выплаты ориентированы на результаты обучающихся (положение совершенствуется).
5. Все виды деятельности учителя оплачиваются в базовой части (в т.ч. урочные и внеурочные формы работы с детьми) –
стоимость должна быть понятна. В современных расчетных листках нет строк «Внеучебная работа по предмету»
и т.п. Нужно узаконить все виды деятельности учителя через их оплату.
6. Зарплата директора в 2-3 раза выше средней з/п основного работника.
Затем Роман Селюков ответил на вопрос, зачем ОУ нужна финансово-хозяйственная самостоятельность. Он рассказал, что финансировать
инновационное образование старыми способами невозможно и не эффективно. Необходимо обустраивать конкурентную среду в сфере
образовательных услуг для улучшения качества образования, обеспечивать условия для саморегулирования сети ОУ, повышения эффективности
бюджетных расходов в сфере образования.
Далее речь шла о логике ФЗ-83: если директор плох, то перевести ОУ в тип БУ или АУ нельзя, значит, такого директора нужно
уволить. Если директор не компетентен в экономических вопросах – тогда реальнее перевести ОУ в форму БУ, если директор
компетентный, тогда в АУ. Учредителям ОУ важно знать о таком способе «страхования» школ, как введение в реестр
муниципальных услуг различных необразовательных услуг, которые может оказывать школа (это возможность объединения в
одном учреждении разных функций: и школы, и центра оздоровления населения, и центра дополнительного образования и т.д.).
Учреждениям необходимо ориентироваться на приобретение услуг, а не на содержание в своих штатах работников. «Соотношение
ФОТ учителей и ФОТ остальных» меняется в формулировке на «Соотношение ФОТ основных работников и ФОТ остальных
работников» (под основными работниками понимаются те работники, которые оказывают основные услуги (если только услуги
общего образования – то это учителя, если услуги дополнительного образования детей – то педгоги дополнительного
образования).
В ходе работы секции Роману Селюкову были заданы следующие вопросы.
Как будет учитываться территориальность (учет северного коэффициента) при установлении базового оклада? Ответ: на федеральном
уровне норматива базового оклада нет, он должен быть на региональном уровне.
Под какую угрозу попадают в связи с введением ФЗ-83 малокомплектные школы? Ответ: Если такая школа дает постоянно низкое качество
образования, то учредитель должен муниципальное задание выставить на конкурс, а выиграть этот конкурс может какая-то дистанционная
школа. К каждому заданию должны быть разработаны показатели качества, и по ним должны оцениваться результаты школ, а далее
корректироваться муниципальное задание.
Почему разная стоимость образовательных услуг, например, в Москве и в Иркутске? Ответ: Живя в Москве, учитель не может
получать з/п намного ниже, чем в организациях других отраслей экономики в том регионе, потому что там больше вакансий для
тех, кто захочет уйти из школы. А в Иркутской области учитель не всегда может найти рабочее место в другой сфере, особенно
в сельской местности.
Закончилась работа группы обсуждением и развенчанием некоторых мифов о ФЗ-83, которые существуют у населения и педагогической
общественности.
Ольга Устюгова, руководитель Регионального ресурсного центра развития образовательной сети, ОГАОУ ДПО ИРО, аналитическая
группа Иркутской области
|