Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар по КПМО в Иркутской области > Лекция заместителя директора ИПОП «Эврика» Р.В. Селюкова
Презентация к лекции Романа Селюкова 

Лекция заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Романа Селюкова «Эффективность новых экономических механизмов, внедряемых в рамках модернизации образования»




В рамках первого дня экспертно-аналитического семинара ««Проектирование реализации Комплексного проекта модернизации образования в Иркутской области» прошло выступление Романа Селюкова.
Говоря о новых экономических механизмах, он  выделил два основных: распределение ресурсов в зависимости от результатов (государственно-муниципальные задания, НПФ и НСОТ) и перераспределение ресурсов внутри ОУ в соответствии с основной образовательной программы (форма реализации этого механизма – финансово-хозяйственная самостоятельность ОУ).


НПФ
В связи с введением ФЗ-83 нормативов будет много, но касаться они будут конкретных услуг (основная услуга – предоставление основного образования в соответствии с требованиями стандарта), но ОУ обычно оказывает и услуги дополнительного образования. Деньги же приходят единым массивом на все. Например, в Москве существуют Центры образования – интегрированные учреждения: школы с функциями учреждений дополнительного образования, они финансировались по особым нормативам, примерно в два раза большим, чем для обычных школ. А учреждения дополнительного образования получали денег в 5 раз меньше, т.е. зафиксирован факт, что одна и та же услуга финансировалась по-разному).

Услуги могут иметь и смешанный характер – например, услуги по предоставлению общего образованию связаны с услугами по обеспечению условий, что тоже должно финансироваться по нормативу, только из муниципальных средств. Значит, необходимо срочно разработать такие нормативы. Кроме того, необходимо разработать нормативы и на другие услуги (необразовательные), которые может оказывать ОУ. Если власти не хотят закрывать школы, т.к. она социально-культурный центр села, то необходимо внести в реестр муниципальных услуг те  необразовательные услуги, которые оказывает малокомплектная сельская школа,  а значит, нужна вся нормативная база на все те услуги, которые ОУ оказывает всем жителям села. В условиях ФЗ-83 предоставляется возможность привлечь политиков к ответственности за свои лозунги. Должна быть единая субсидия, рассчитываемая на основании нескольких нормативов (и на обеспечение условий, и на оказание образовательных и необразовательных услуг). Если таких субсидий будет несколько, то сложно будет перекладывать деньги из одной субсидии в другую (например, сэкономив на оплате коммунальных услуг, очень сложно будет деньги перебросить на з/п, например).

Методика расчета норматива – в большинстве регионов она основана на БУП и разряде ЕТС (например, в Иркутской области – на БУП и 13 разряде ЕТС). Это противоречит процессам введения ФГОС, т.к., в соответствии с новым стандартом, БУП – это далеко не все, что делает школа.

Пример о частной беседе с родителем о развивающей методике Эльконина-Давыдова Папа: все нравится, но не понимаю, почему таблицу умножения учить не нужно летом, как это делал в детстве сам папа, в итоге ребенок не знает таблицу наизусть, а стоит и думает, хотя в итоге дает правильный ответ. Этот пример о том, что можно и по-старому считать, финансировать по БУП, т.е. платить за уроки, но это уже консервативный подход, такая тенденция опасна, т.к. не позволяет достигать других результатов, кроме учебных.
Структура норматива и задает дальнейшую структуру деятельности – если в нормативе нет иных занятий с детьми, кроме уроков, это блокирует введение других форм образовательной деятельности. Эта одна из серьезнейших проблем, в частности, и для Иркутской области.

Доведение средств по нормативам в форме субсидий АУ и БУ. По ФЗ-83 учредитель обязан довести средства по нормативу до уровня ОУ. Расходование средств ОУ ведется в пределах доведенных субсидий + внебюджетные доходы.
Для части директоров школ это определенная ломка сознания, что нельзя попросить еще денег, еще ставок, а все только в соответствии с тем объемом средств, который доведется по нормативу. Это логика НПФ.
Если школа реализует программу профессиональной подготовки, то на это можно получить дополнительные средства, если внести такое задание в реестр.

Параметры эффективности НПФ:
1. Низкая дифференциация удельных расходов на одного обучающегося в разрезе разных услуг (если деньги по нормативу доводятся до ОУ в полном объеме). Разницы более чем в 1,2 раза в пределах одного кластера быть не может!  Если разница больше, значить деньги до ОУ не доводятся в полном объеме по нормативу, а перераспределяются неким образом, и одно ОУ получает денег больше, а другое меньше – а это нецелевое использование финансовых средств (при вступлении в действие ФЗ-83).
2. Методика расчета норматива задает направления расходования средств и направления деятельности ОУ.
3. Выведение непрофильных расходов из структуры регионального норматива (в штатных расписаниях ОУ не может быть электриков, сантехников, кочегаров и т.д., т.к. их должен содержать муниципальный бюджет). Честнее эти деньги по субсидии передавать в муниципальный бюджет. Правда, в связи с введением ФЗ-83 все деньги будут приходить в ОУ единым пакетом, так что для автономного учреждения будет проще, так как средства можно будет перераспределять, а также не содержать таких работников, а закупать услуги ЖКХ у специализированных муниципальных предприятий.
4. Высокий показатель количества учеников, приходящихся на одного учителя. Если это соотношение ниже, чем 15:1, то НПФ неэффективно введено.
5. Учебные расходы рассчитываются в связи с задачей обновления основных фондов ОУ и с задачей реализации ФГОС. Как рассчитать долю учебных расходов? Чтобы этих денег хватало не только на амортизацию, но и на обновление учебной базы ОУ.
Показатели эффективного региона: низкая дифференциация нормативов, в методике Н не только Буп, минимизированы непрофильные расходы (70:30), соотношение учитель/ученик равно 1:15, доля учебных расходов стремится к 10% или самостоятельно определяется ОУ.


НСОТ

Стимулирующий характер оплаты труда (з/п не должна нести функции социальной поддержки на уровне методики, а социальная гарантия фиксируется в МРОТ). У НСОТ не должны быть функции  собеса, а ЕТС – это и есть собес. Стимулирующей функции у з/п при ЕТС практически нет, распределение надтарифного фонда считать стимулированием нельзя (это не более 5%).
Высокая дифференциация з/п учителей в зависимости от результатов.

Зависимость размера з/п учителя от интенсивности его труда. Есть четкий профсоюзный лозунг «Учитель не виноват в том, что у него в классе детей меньше, чем у другого». Но ведь учитель должен понимать, что если у него в классе учеников значительно меньше 25, интенсивность его работы меньше, чем у учителя, в классе которого учится 25 и больше учеников. Кроме того, нужно посмотреть, какие результаты дает такой учитель.

Зависимость з/п директора от средней з/п основного работника. Если такой зависимости нет, то директор отрывается от реальности. А после введения ФЗ-83 размер оплаты труда будет в основном зависеть от того, насколько у школы хороший директор.
Участие управляющих советов в распределении стимулирующей части ФОТ. Главное в том, что необходимо общественность вовлечь в дискуссию, какие результаты образования наиболее ценные.


Ольга Устюгова, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100