В рамках первого дня экспертно-аналитического семинара ««Проектирование реализации Комплексного проекта
модернизации образования в Иркутской области» прошло выступление Романа Селюкова.
Говоря о новых экономических механизмах, он выделил два основных: распределение ресурсов в зависимости от результатов
(государственно-муниципальные задания, НПФ и НСОТ) и перераспределение ресурсов внутри ОУ в соответствии с основной образовательной
программы (форма реализации этого механизма – финансово-хозяйственная самостоятельность ОУ).
НПФ
В связи с введением ФЗ-83 нормативов будет много, но касаться они будут конкретных услуг (основная услуга – предоставление
основного образования в соответствии с требованиями стандарта), но ОУ обычно оказывает и услуги дополнительного образования.
Деньги же приходят единым массивом на все. Например, в Москве существуют Центры образования – интегрированные учреждения:
школы с функциями учреждений дополнительного образования, они финансировались по особым нормативам, примерно в два раза большим,
чем для обычных школ. А учреждения дополнительного образования получали денег в 5 раз меньше, т.е. зафиксирован факт, что
одна и та же услуга финансировалась по-разному).
Услуги могут иметь и смешанный характер – например, услуги по предоставлению общего образованию связаны с услугами
по обеспечению условий, что тоже должно финансироваться по нормативу, только из муниципальных средств. Значит, необходимо
срочно разработать такие нормативы. Кроме того, необходимо разработать нормативы и на другие услуги (необразовательные), которые
может оказывать ОУ. Если власти не хотят закрывать школы, т.к. она социально-культурный центр села, то необходимо внести в
реестр муниципальных услуг те необразовательные услуги, которые оказывает малокомплектная сельская школа, а значит,
нужна вся нормативная база на все те услуги, которые ОУ оказывает всем жителям села. В условиях ФЗ-83 предоставляется возможность
привлечь политиков к ответственности за свои лозунги. Должна быть единая субсидия, рассчитываемая на основании нескольких
нормативов (и на обеспечение условий, и на оказание образовательных и необразовательных услуг). Если таких субсидий будет
несколько, то сложно будет перекладывать деньги из одной субсидии в другую (например, сэкономив на оплате коммунальных услуг,
очень сложно будет деньги перебросить на з/п, например).
Методика расчета норматива – в большинстве регионов она основана на БУП и разряде ЕТС (например, в Иркутской области
– на БУП и 13 разряде ЕТС). Это противоречит процессам введения ФГОС, т.к., в соответствии с новым стандартом, БУП –
это далеко не все, что делает школа.
Пример о частной беседе с родителем о развивающей методике Эльконина-Давыдова Папа: все нравится, но не понимаю, почему
таблицу умножения учить не нужно летом, как это делал в детстве сам папа, в итоге ребенок не знает таблицу наизусть, а стоит
и думает, хотя в итоге дает правильный ответ. Этот пример о том, что можно и по-старому считать, финансировать по БУП, т.е.
платить за уроки, но это уже консервативный подход, такая тенденция опасна, т.к. не позволяет достигать других результатов,
кроме учебных.
Структура норматива и задает дальнейшую структуру деятельности – если в нормативе нет иных занятий с детьми, кроме уроков,
это блокирует введение других форм образовательной деятельности. Эта одна из серьезнейших проблем, в частности, и для Иркутской
области.
Доведение средств по нормативам в форме субсидий АУ и БУ. По ФЗ-83 учредитель обязан довести средства по нормативу до уровня
ОУ. Расходование средств ОУ ведется в пределах доведенных субсидий + внебюджетные доходы.
Для части директоров школ это определенная ломка сознания, что нельзя попросить еще денег, еще ставок, а все только в соответствии
с тем объемом средств, который доведется по нормативу. Это логика НПФ.
Если школа реализует программу профессиональной подготовки, то на это можно получить дополнительные средства, если внести
такое задание в реестр.
Параметры эффективности НПФ:
1. Низкая дифференциация удельных расходов на одного обучающегося в разрезе разных услуг (если деньги по нормативу доводятся
до ОУ в полном объеме). Разницы более чем в 1,2 раза в пределах одного кластера быть не может! Если разница больше,
значить деньги до ОУ не доводятся в полном объеме по нормативу, а перераспределяются неким образом, и одно ОУ получает денег
больше, а другое меньше – а это нецелевое использование финансовых средств (при вступлении в действие ФЗ-83).
2. Методика расчета норматива задает направления расходования средств и направления деятельности ОУ.
3. Выведение непрофильных расходов из структуры регионального норматива (в штатных расписаниях ОУ не может быть электриков,
сантехников, кочегаров и т.д., т.к. их должен содержать муниципальный бюджет). Честнее эти деньги по субсидии передавать в
муниципальный бюджет. Правда, в связи с введением ФЗ-83 все деньги будут приходить в ОУ единым пакетом, так что для автономного
учреждения будет проще, так как средства можно будет перераспределять, а также не содержать таких работников, а закупать услуги
ЖКХ у специализированных муниципальных предприятий.
4. Высокий показатель количества учеников, приходящихся на одного учителя. Если это соотношение ниже, чем 15:1, то НПФ неэффективно
введено.
5. Учебные расходы рассчитываются в связи с задачей обновления основных фондов ОУ и с задачей реализации ФГОС. Как рассчитать
долю учебных расходов? Чтобы этих денег хватало не только на амортизацию, но и на обновление учебной базы ОУ.
Показатели эффективного региона: низкая дифференциация нормативов, в методике Н не только Буп, минимизированы непрофильные
расходы (70:30), соотношение учитель/ученик равно 1:15, доля учебных расходов стремится к 10% или самостоятельно определяется
ОУ.
НСОТ
Стимулирующий характер оплаты труда (з/п не должна нести функции социальной поддержки на уровне методики, а социальная гарантия
фиксируется в МРОТ). У НСОТ не должны быть функции собеса, а ЕТС – это и есть собес. Стимулирующей функции у з/п
при ЕТС практически нет, распределение надтарифного фонда считать стимулированием нельзя (это не более 5%).
Высокая дифференциация з/п учителей в зависимости от результатов.
Зависимость размера з/п учителя от интенсивности его труда. Есть четкий профсоюзный лозунг «Учитель не виноват в
том, что у него в классе детей меньше, чем у другого». Но ведь учитель должен понимать, что если у него в классе учеников
значительно меньше 25, интенсивность его работы меньше, чем у учителя, в классе которого учится 25 и больше учеников. Кроме
того, нужно посмотреть, какие результаты дает такой учитель.
Зависимость з/п директора от средней з/п основного работника. Если такой зависимости нет, то директор отрывается от реальности.
А после введения ФЗ-83 размер оплаты труда будет в основном зависеть от того, насколько у школы хороший директор.
Участие управляющих советов в распределении стимулирующей части ФОТ. Главное в том, что необходимо общественность вовлечь
в дискуссию, какие результаты образования наиболее ценные.
Ольга Устюгова, аналитическая группа Иркутской области
|