Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар по КПМО в Иркутской области > Лекция научного руководителя ИПОП «Эврика» А.И Адамского
Презентация к лекции Александра Адамского 

Лекция научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского «Эффекты и результаты КПМО. Стратегия регионального развития системы образования» (Часть 1)




11 декабря 2010 года в актовом зале Иркутского государственного лингвистического университета прошла лекция Александра Адамского. Он сформулировал основные задачи семинара - формирование общих представлений  о механизмах модернизации и формирование ясного представления об их составляющих.

В основу механизмамов  модернизации  положены следующие тезисы:

1. Формирование  ясных представлений о качестве  образования и не только на уровне управления образованием, но и в обществе. Если не сформировано  четкое  представление о качестве, а значит  и  четкая критериальная база, все  остальное  бессмысленно: процессы оценки, аттестации педагогических  кадров и других  жизненно важных  направлений .
При этом  важнейшим  аспектом  является соотнесение  нормированных  показателей качества  образования с ненормированными (прежде всего, с внеучебными)

2. Новая система оплаты  труда.
Должна произойти перестройка сознания педагогов. Нам необходимо  смириться с дифференциацией. На сегодня учительство неоднородно, прежде всего по результатам  качества образования. Один из основных  законов достижения результатов: без дифференциации учительства и конкурентности  среды невозможно говорить о качестве. Статус учителя должен напрямую зависеть от   результатов образования. Самые лучшие учителя должны получать  самую большую  оплату (если система оплаты «правильная» и выстроена на основе объективных показателях результативности). Сегодня мы  наблюдаем примеры, когда стимулирующая часть  заработной платы  распределяется  не по результатам, а  по стажу и нагрузке. На мой  взгляд,  лучшим способом отбора  победителей  в конкурсе «Учитель года» может быть  изучение  ведомостей о заработной плате участников. Чем выше заработная  плата, тем лучше  учитель. Но это при условии, если система  оплаты  выстроена «правильно».

3. Эффективная система финансирования образования.
Ключевой вопрос: «Как  финансировать?». Правильная система построена по принципу: больше результат  там, где  больше финансирование.
При этом, как мы понимаем, надо договориться о том, что такое результат? Очевидно, что  результативность и эффективность заключается сегодня не только в академических достижениях обучающихся.

Что такое  НПФ? Как рассчитывается  норматив на основе муниципального задания? Что такое автономные, бюджетные, казенные образовательные организации? В чем  их риски и преимущества.
Президент РФ поставил  задачу: перейти на НСОТ за три года, но для этого нужно хорошо понимать, что это такое и как это делать. Ответственность  управленцев сегодня  заключается в формировании  представлений о  механизмах модернизации максимально ясно. Иначе не стоит даже  приступать к изменениям. К сожалению  многие управленцы приступают к работе  именно в состоянии смутного представления об основных  финансово-экономических механизмах.

Для  управления процессом модернизации  необходимо представлять культурно-исторический контекст проектируемых изменений. Как пример. Весьма показательна  начальная школа, в которой педагог позиционирует  себя авторитарно. Проблемы  поведения  школьников начинаются в подростковой школе. Важно понимать, что корни негативных  отклонений  лежат в начальной школе. Надо очень четко просчитывать эффекты от  изменений  в региональном контексте. Основное предостережение от действий  вслепую.
Еще один важный момент - учет теоретических  оснований  происходящих  изменений. Очевидным является то, что методологические проблемы методическими   подходами не решаются. Проблема маленьких отдаленных школ учитель-многостаночник - это не есть основание для качества. Это проблема не методическая, ее нужно решать другими методологическими подходами. В том случае, когда улучшение методики не спасает, надо переходить на другие методологические основы.

Модернизация  системы  образования РФ по нескольким направлениям.
1. Формульное финансирование  школ. Что это такое? Норматив должен дойти до школы без изъятий. Несколько моментов: формульный характер более эффективен, чем дальше мы отходим от сметного финансирования. Комплексный характер всего проекта и подготовленности всех специалистов, которые его внедряют.  Наш семинар полидисциплинарный. Каждый участник должен держать несколько фокусов.

Две важных составляющих:
- методика расчета  нормативов и формирования  муниципального задания  -механизмы  расходования  финансов.
Социальное напряжение возникает от неграмотности управленцев, внедряющих НПФ неправильно.

2.Оплата труда учителей всех видов деятельности с учетом  результативности
С этой целью  необходимо наличие базовой и стимулирующей части ( не менее 30%) оплаты труда. В базовой части должны быть учтены внеурочные виды деятельности учителя  по максимуму (на сколько   хватит  таланта нормирования). Это важное  обстоятельство, прежде всего с точки зрения перехода на  ФГОС, которые  нацелены  на современные результаты, лежащие в поле  компетентностей. Новые результаты   формируются в том  числе   во внеурочной  деятельности. Внеурочные  виды  деятельности должны  быть обозначены в расписании, что обеспечивает сохранение здоровья  школьников.
Финансирование стимулирующей части должно  происходить по результатам  детских достижений (исключительно). Написание статей, успешное  участие учителя  в конкурсах – это лишь предпосылки к достижению результатов. Все  характеристики  учителя реализуются  в достижениях  уч-ся.
Какие достижения ученика являются значительными? Прежде всего- социализация  ребенка (начиная с дошкольной ступени). Насколько мы   обеспечили успешную  социализацию ребенка? Это важно.  Нормативной базы  в данном  аспекте  мы на сегодня не имеем. А если нет спектра  аттестационных  процедур  по данному результату, то неизвестно за  что платить. В этом проблемный вопрос. Сегодня  директора  не  используют  в качестве  результатов деятельности педагога результаты социализации  учащихся.
Социологи  утверждают, что  учителя  чувствуют  себя комфортней  в равенстве в нищете, чем в неравенстве  в достатке. Психологическая установка  на уравниловку передается детям. К сожалению…Это к разговору о нормах.
Ключевая управленческая задача  сегодня - сформировать отношение в коллективе: «Дифференциация - это нормально». Учитель не должен  бесплатно  работать с учащимися пусть даже с удовольствием. Необходимо  сформировать  по этому  вопросу отношение  в обществе.

3. Развитие  образовательных сетей.
Сейчас ситуация  сложная и быстро меняющаяся. На первый план  сегодня выходит не доступность  транспортной  сети состояние дорого , а  интернет-сеть, способная  сделать  доступным  качественное  образование для  детей , проживающих  в отдаленных  территориях.

Необходимые условия  :
1. Нужен нормальный трафик (по скорости и цене);
2.учитель должен быть тьютором- навигатором, а не  многостаночником, а это  вопрос его новой  квалификации .
Таким образом, решение проблем обеспечения качества образования  в отдаленных территориях не в интернатах, а в технологиях и в  специализации учителей, которые с ними работают.
Еще один важный момент. Как оказалось, деньги всех проблем не решают. Очень часто: слабая управленческая голова превращает  большие  объемы средств во вред  ребенку. Увеличение финансирование при неразработанных критериях качества образования в ОУ превращает  дополнительное финансирование в бедствие.  Поэтому основной вопрос - модернизация систем управления, рейтингование муниципалитетов, принятие  решений  по   вопросу компетентности управленческих  кадров. Практика показывает что, в ситуации  бурных изменений   некомпетентность управленцев становится особенно очевидной.
Увеличение  финансирования напрямую  связано с теми изменениями, к которым приводит модернизация  системы  образования. Важно ответить на вопросы. За что мы отвечаем перед обществом? На что направлено образование? От ответа  на  этот вопрос  зависит  развитие  региона по многим параметрам.  В этом  смысле интересен опыт КОЭРСО  в Бурятии , работающая на базах  данных  смежников и отвечающая  на  актуальные вопросы   о  ценности человеческого капитала региона.
Следующая важная мысль: институты зависят от инициативы. Изменения в образовании  происходят по линии: инициатива -проект- институт. Плохое управление натурально  вмешивается в процесс. Эффективное  управление  руководит  нормами и правилами.
Культурно -исторический аспект:
Школа как институт в России молодой, тотально государственный (охранная  функция-единообразие). Идея свободы не является  укорененной в истории Российской школы. Это новая идея. Институциональная модернизация всегда на первых порах воспринималась враждебно. Так всегда было, например, с введением внешних экзаменов – не только с ЕГЭ. В 19 веке введение внешнего  экзамена в России осуждала прогрессивная общественность (А.С. Пушкин).

Тем не менее, к институтам  эффективной школы сегодня можно отнести:
1. Нормативно-подушевое финансирование. Расчет финансового  норматива должен  обеспечит  достижение современных результатов. Какова при этом  стоимость результатов  компетентностного характера?
2. Формирование финансового механизма для обеспечения условий современного качества. Доведение норматива  до школы, муниципальный норматив. Реальная стоимость условий связана с расчетом муниципальных  заданий. Примерные штатные расписания отменены, но есть: аутсорсинг + полифункциональность учителя +возможность  оплаты за разные виды деятельности, что позволяет организовывать  разные виды деятельности. (В Англии, например, не понимают, что значит, почасовая оплата  труда  у учителя). Это и есть ключ  к повышения качества.
3. Возможность реализации  индивидуальной Программы ученика.
4. Возможность дистанционно-модульного обучения.
5. Итоговая аттестация  по комплексу образовательных достижений.

Елена Осипова, аналитическая группа Иркутской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100