Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар по КПМО в Иркутской области > Сообщение министра образования Иркутской области В.С. Басюка
Презентация к сообщению Виктора Басюка 

Сообщение министра образования Иркутской области Виктора Басюка «Анализ продвижения новых финансово-экономических механизмов в модернизации образования  Иркутской области»




Работа пленарного заседания в рамках экспертно-аналитического семинара «Проектирование реализации Комплексного проекта модернизации образования в Иркутской области» началась с выступления министра образования Иркутской области Виктора Басюка. В своем выступлении он представил анализ продвижения новых финансово-экономических механизмов в модернизации образования  Иркутской области.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2009 годах осуществлялась поддержка регионов в виде КПМО (комплексных проектов модернизации образования). Основная цель комплексных проектов модернизации образования - предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование.
При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан.

Комплексные проекты модернизации региональных систем образования предусматривали введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием, а также, начиная с 2008 года, повышение квалификации педагогических кадров.

Победителям предоставлялись субсидии из федерального бюджета на реализацию своих комплексных проектов. Общий объём средств федерального бюджета на реализацию КПМО в 2007 году составил 4,05 млрд. рублей, в 2008 году - 5,9 млрд рублей. Общий объём регионального софинансирования КПМО в 2007 году составил 7,7 млрд. рублей, в 2008 году - 15,3  млрд рублей.
В январе-марте 2007 года  Иркутская область подала заявку на участие в первом конкурсе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

К сожалению, Иркутская область не вошла в число субъектов, получивших государственную поддержку  на реализацию комплексных проектов модернизации образования. Несмотря на то, что Иркутская область не входила в состав участников Проекта, все  его направления реализуются в регионе. Первые два направления проекта определяют обязательства по введению на территории новых экономических механизмов: нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений и новой системы оплаты труда работников образования.

В Иркутской области переход на нормативно-подушевое финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений осуществлён с 1 января 2005 года. Нормативным документом, согласно которому производится расчёт объёмов субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, является Закон Иркутской области от 17 октября 2007 года «О расчёте нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждениях Иркутской области». Последние изменения в данный закон были приняты в июле 2010 года. В настоящее время также, в силу необходимых изменений, проходит процедуру согласования ряд поправок в существующую редакцию Закона.
В дальнейшем, учитывая современную тенденцию  перехода на системы оплаты труда, отличные от единой тарифной сетки,  и общую модернизацию системы образования в регионе  будет применён иной подход к расчёту объёма субвенций с сохранением нормативно-подушевого финансирования.

В целях реализации Постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2009г. N 339/118-ПП "О порядке введения и установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Иркутской области, отличных от Единой тарифной сетки" и распоряжения Правительства Иркутской области от 18.11.2009г. № 320/128-рп «Об обеспечении введения и установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Иркутской области, отличных от Единой тарифной сетки"  с 1 октября 2010 года в областных государственных образовательных учреждениях введена новая система оплаты труда.
Министерством образования Иркутской области разработан и утвержден пакет нормативных правовых документов об оплате труда работников областных государственных образовательных учреждений, подведомственных  министерству образования Иркутской области, отличных от Единой тарифной сетки.

Согласно распоряжению министерства образования Иркутской области с 1 октября 2010 года  на новую систему оплаты труда переведено 15 учреждений (1520 чел.), расположенных в районах Крайнего Севера и на  территориях приравненных к ним. В данных учреждениях разработаны  положения об оплате труда работников, отличной от Единой тарифной сетки, согласованы с первичными профсоюзными организациями, созданными в учреждениях, и утверждены приказами руководителей.
На введение НСОТ в данных учреждениях, из областного бюджета, дополнительно, на увеличение фонда оплаты труда в 2010 году выделено  15 834 тыс. рублей.  

В 2011 году проект бюджета Иркутской области на 15 «пилотных» учреждений составит 63336,00 тыс. рублей.
По муниципальным образовательным учреждениям переход на новую систему оплаты труда осуществляется в следующем порядке:
с ноября 2010 г. – 4 общеобразовательные школы (2 – в г.Усть-Илимске, 2 – в г.Братске);
с 1 января 2011 года – 30 % от общего количества учреждений;
с 1 сентября 2011 года – оставшиеся 70% учреждений.

Для поэтапного введения в муниципальных образовательных учреждениях Иркутской области новой системы оплаты труда, отличной от Единой тарифной сетки, в 2011 году выделено дополнительных ассигнований по субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, среднего (полного) образования в общеобразовательных учреждениях Иркутской области на сумму 480 570,2 тыс. рублей.
Министерством образования Иркутской области совместно с ОГАОУ ДПО «Институт развития образования» проведены консультации, совещания и обучающие семинары со специалистами муниципальных органов управления образования и руководителями, главными бухгалтерами образовательных учреждений.
Министерством образования, муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями в течение 2009 и 2010 года проведена работа по приведению к федеральным целевым и расчетным нормативам наполняемости классов, штатных расписаний и учебных планов общеобразовательных учреждений с целью снижения неэффективных расходов. Сокращение объемов неэффективных расходов по общему образованию в 2009 году доведено до 25,9%.
В целях объективной оценки эффективности деятельности образовательных систем особое внимание уделяется развитию региональной системы оценки качества образования, в том числе:

1. Государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.  
Единый государственный экзамен  в 2010 году сдали  17 924 выпускника. Государственная (итоговая) аттестация в новой форме в 9 классах была организована для  26 572 выпускников.
Доля выпускников средних общеобразовательных учреждений, подтвердивших освоение общеобразовательных программ по русскому языку в 2010 году – 96%; по математике – 94,7%, что,  к сожалению,  ниже средних по России результатов. Не получил аттестат о среднем (полном) общем образовании в 2010 году 881 выпускник (5,7%).
Результаты экзаменов в новой форме нельзя считать удовлетворительными – не справились с работой по русскому языку  17% выпускников, по математике – 30%.

2. Аттестации  педагогических и руководящих работников обеспечивающей всестороннюю оценку профессиональной компетентности, выраженную через проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств работников сферы образования в решении функциональных задач. В 2009 году проведена аттестация 2358 педагогических и руководящих работников на первую и высшую категории, в первом полугодии 2010 года - 1851.
С 2007 года в экспериментальном, а с 2008 года в штатном режиме реализуемся вариативная форма аттестации учителей и руководителей образовательных учреждений, особенность которой - обеспечение объективности и независимости оценки профессиональной деятельности экспертами, возможность выбора форм аттестационных процедур, сочетание обучения педагогов и квалификационных испытаний, оценивающих сформированность профессиональных компетенций, необходимых современному учителю.

3. Экспертизе ресурсного обеспечения муниципальных образовательных систем (кадрового, материально-технологического, управленческого и т.д.) На текущий момент проведена оценка эффективности использования имеющихся ресурсов 8 муниципальных систем Иркутской области. Результаты данной процедуры востребованы не только специалистами сферы образования различного уровня, но и муниципальными органами самоуправления.

4. Комплексному мониторингу качества образовательной деятельности  проводится по критериям и показателям РСОКО Иркутской области. За три года обследовано 18 муниципальных образовательных систем, более 600 образовательных учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования детей и 42 учреждения начального и среднего профессионального образования.

5. Экспертизе  конкурсных и грантовых материалов, позволяеющей оценить и обобщить инновационный потенциал образовательной системы Иркутской области, а также обеспечить адресное  моральное и материальное стимулирование лучших учреждений и педагогов в регионе.
За прошедший учебный год на региональном уровне было проведено 14 различных конкурсов, в которых образовательные учреждения и педагоги области смогли представить свои инновационные и профессиональные  достижения.

6. Составлению ежегодных статистически паспортов муниципальных образовательных систем Иркутской области на основе анализа данных официальной  образовательной статистики с целью оценки эффективности деятельности муниципальных образовательных систем. Данный материал представляет практический интерес для органов местного самоуправления в муниципальных образованиях Иркутской области по вопросам использования и развития имеющейся ресурсной базы сферы образования.

Система общего образования характеризуется замедлением темпов снижения контингента обучающихся. В 2002-2005 годах число школьников ежегодно сокращалось на 17-18 тыс. человек, в прошлом году – на 1057 обучающихся. В течение двух последних лет растет число первоклассников.

В 2005-2006 учебном году было 24,8 тыс. первоклассников или 8,9% от общей численности обучающихся, в 2010-2011 учебном году – 29 тыс. первоклассников или 12%.

Соотношение городских и сельских школ в Иркутской области приближено к среднероссийскому показателю (область – 66,6% и 33,4%; Россия – 66% и 34%), доля обучающихся в сельских школах гораздо ниже (область – 23,4%; Россия – 30%). Особенность региона – большая сеть малокомплектных сельских школ. Доля малокомплектных сельских школ от общей сети – 53,2%, обучающихся от общего контингента – 7,5%.

Современная государственная образовательная политика направлена на обеспечение получения доступного качественного общего образования. В области ведется работа по четвертому направлению КПМО – развитию сети образовательных учреждений, определению наиболее благоприятного варианта для обеспечения доступности качественного общего образования всех детей, подростков и молодежи независимо от места проживания и материального положения. Одно из направлений оптимизации – реорганизация сельских малокомплектных начальных школ в структурные подразделения базовых средних школ, способных обеспечить качество образования, преемственность учебных программ, развитие учебно-материальной базы, методическое обеспечение начальной школы. Особое внимание уделяется сохранению ценностей семейного воспитания, т.к. дети остаются обучаться в населенном пункте, где проживают родители. В 2010-2011 учебном году 131 начальная малокомплектная школа функционирует в составе средней школы (2008-2009 уч. году – 66, в 2009-2010 уч. г. – 81), в них обучается 12,3% школьников от общей численности обучающихся в начальных школах.

Доля общеобразовательных учреждений, организующих образовательный процесс в две смены, снизилась с 36,2% в 2008-2009 учебном году до 33,1%, а доля обучающихся во вторую смену –  с 22,8% до 20,4% соответственно, что стало возможным в связи с сокращением количества классов-комплектов как результата работы по приближению к федеральному нормативу наполняемости  классов:
в 2008-2009 уч. году: город – 22,5; село – 11,7;
в 2009-2010 уч. году: город – 23,6; село – 12,0; при нормативе – 25 и 14.
Одной из главных задач обеспечения общедоступного и качественного образования обучающихся, проживающих в малочисленных и отдаленных сельских населенных пунктах Иркутской области, является осуществление  организованной доставки школьников к месту обучения в базовые школы. В 2009-2010 учебном году  в 336 учреждений (27,5 %) ежедневно подвозилось  14 483 ученика (2008 год – 14612) из 771 населенного пункта.

На начало текущего учебного года 302 общеобразовательных учреждения (95,3% от числа школ, осуществляющих организованный подвоз детей) имеют собственный транспорт (всего 372 единицы).
В 21 муниципальном образовании области действуют 48 пришкольных интернатов, в них проживает  832 воспитанника  из 136 деревень и сел. Практически все пришкольные интернаты расположены в приспособленных помещениях, которые требуют капитально ремонта, создания достойных условий быта, воспитания и дополнительного образования.
Пятое направление КПМО – расширение общественного участия в управлении образованием.
Состояние государственно-общественного управления образованием в Иркутской области характеризуется как активно развивающаяся система, обладающая устойчивостью и позитивным потенциалом сотрудничества.
Органы государственно-общественного управления в муниципальных образованиях охватывают 17 266 активных участников из числа представителей педагогической общественности, родителей, обучающихся и других заинтересованных лиц. Во всех муниципальных образованиях области на уровне образовательных учреждений действует 891 орган государственно-общественного управления.
Партнерами в развитии образования стали общественные, некоммерческие организации и объединения.
С 2009 года в образовании Иркутской области практикуется система публичной отчетности. Все общеобразовательные учреждения имеют свои сайты в Интернете, где идет размещение информации об образовательной, финансовой, хозяйственной деятельности образовательных учреждений.

Сейчас министерством образования представлены проекты положений для разработки публичных докладов для образовательных учреждений Иркутской области. В марте 2011 года министерством образования Иркутской области будет представлен Публичный доклад о деятельности в 2010 году, в данный момент идет его активная подготовка. В июле 2011 года на сайтах всех образовательных учреждений будут размещены публичные доклады о деятельности учреждений.

На сайте министерства образования действует электронная приемная, где любой человек может задать вопрос, касающийся системы образования и на него ответят специалисты министерства образования. За время работы электронной приемной поступило 176 вопросов.

Сегодня  можно уверенно говорить о росте гражданской активности, желании общественности принимать непосредственное участие в управлении образованием и влиять на образовательную политику, готовности разделять ответственность за качество образования.
Важнейшим ресурсом обеспечения современного качества образования является личность педагога. Приоритетная задача профессионального развития педагога связана с переосмыслением содержания образования в связи с необходимостью формирования современных профессиональных компетенций. Ведущим фактором развития профессиональных компетентностей является обновление переподготовки и повышения квалификации учителей. С целью реализации шестого направления КПМО – «Модернизация системы повышения квалификации работников образования» – в Иркутской области внедряется региональная персонифицированная система повышения квалификации на модульно-накопительной основе, ориентированной на построение индивидуальной программы повышения квалификации.

В целях отслеживания динамики выполнения основных мероприятий модернизации системы образования, с 2010 года Иркутская область подключилась к реализации федерального проекта «Электронный мониторинг комплексных проектов модернизации образования».

Проект включает в себя сбор и обработку данных на уровне образовательного учреждения, муниципальных органов управления образования и на региональном уровне. На данном этапе все общеобразовательные учреждения Иркутской области представили информацию о реализации комплексных проектов модернизации образования, ежемесячно происходит обновление информации с учетом вносимых изменений.

К проблемам, требующим особого внимания в решении задач развития региональной системы образования, можно отнести  следующие:
Доля неэффективных расходов в сфере образования составляет 25,9%.
В среднем по региону на одного учителя приходится 12 обучающихся (при установленном федеральном нормативе 15).
Учебно-материальная база 34% школ не в полной мере соответствует современным требованиям действующих образовательных стандартов.
Доля образовательных учреждений, работающих в условиях новых современных финансово-хозяйственных механизмов, незначительна. В настоящее время в Иркутской области 33,5% образовательных учреждений осуществляют финансово-хозяйственную деятельность самостоятельно. В автономной правовой форме функционирует 7 учреждений.

Планируемые результаты реализации приоритетных направлений развития образования в Иркутской области:
Перевод 50% начальных малокомплектных школ в структурные подразделения учреждений среднего (полного) общего образования.
Введение во всех общеобразовательных учреждениях области федерального государственного стандарта начального общего образования.

Введение в 70% учреждений среднего (полного) общего образования профильного обучения.
Достижение результатов среднего тестового балла по итогам ЕГЭ к среднероссийскому показателю.
Сокращение доли выпускников учреждений среднего (полного) образования, не получивших аттестат до 1,5%.
Модернизация систем оценки и управления качеством образования через:
систематическое пополнение данных регионального информационного портала по результатам оценки качества образования с целью реализации в полном объеме индикативных подходов в управлении качеством образования;
формирование системы индикативного управления деятельности муниципальных образовательных систем, областных государственных образовательных учреждений. 

Аналитическая группа Иркутской области
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100