Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация доклада 

Инновационные проекты МО РФ. Игорь Реморенко




В рамках всероссийского семинара для представителей образовательных организаций с целью ознакомления с требованиями к  заявкам и годовым отчетам ФИП состоялся доклад «Инновационные проекты МО РФ» Игоря  Реморенко, директора Департамента стратегического развития Министерства образования и науки РФ.

Если в предыдущие годы модернизация образования носила общецивилизационный характер, и изменения строились в ориентирах глобальных изменений культуры, общества, системы отношений в гражданском обществе, и Россия входила в мировые системы коммуникации, связи, обмена информации, то сейчас наступает другой этап, когда важно не просто «войти», но и начать конкурировать на мировом уровне, в том числе, в сфере инновационной экономики.

Игорь Реморенко выделил два вызова современной системе образования. Это, с  одной стороны, финансовый кризис и возросшая необходимость повышения конкурентноспособности страны на мировых рынках. И в этом аспекте профессиональное образование становится одной из движущих сил  развития производства и значит повышения конкурентноспособности.  С другой стороны,  кадровые перестановки и перепрофилирование, вызванные демографическим спадом, по причине которого количество студентов (по прогнозам) в ближайшие годы будет сокращаться от 7,5 до 4,2  миллионов.

Докладчик описал проекты, направленные на стимулирование развития и модернизации системы профессионального образования, среди которых: господдержка Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, финансирование программ развития федеральных университетов, а также создание на конкурсной основе сети  национальных исследовательских университетов. Основная задача данных проектов -  поддержка развития кооперации российских вузов и производственных предприятий (в логике «деньги в обмен на обязательства»), привлечение ведущих ученых в российские вузы и поддержка развития инновационной  инфраструктуры в российских вузах.

Приоритетными направлениями в высокотехнологичных разработках Игорь Реморенко назвал энергоэффективность и энергосбережение, компьютерные технологии и программы, а также космические и медицинские технологии. Также он представил результаты анализа трех конкурсов (приглашение ведущих ученых мира в российские вузы, инновационная инфраструктура, проекты кооперации компаний и вузов), и выразил сожаление по поводу того, что во всех указанных конкурсах борьба велась в конечном итоге между очень небольшим количеством ведущих вузов, прочие выбывали уже на этапе подачи и рассмотрения заявок.

Помимо программы поддержки инновационной структуры вузов есть еще ряд дополнительных инструментов, таких как, например, проекты, реализуемые в сотрудничестве с  департаментом стратегического управления (программ) и бюджетирования министерства экономического развития РФ, а именно программа инновационного развития госкомпаний и технологические платформы (приоритет по научно-исследовательским опытно-конструкторским работам). Игорь Реморенко уверен, что к 2012 году следует ожидать рост объемов высокотехнологичной продукции, рост изобретательской активности, рост доли преподавателей, чей основной доход зависит от проектной деятельности, изменений в системе управления в вузах с общественным участием и налаживание практики повышения квалификации.

Основная свобода, которую дает учреждениям статус федеральной инновационной площадки – это возможность отступать от примерных образовательных программ, считает докладчик. А также он отмечает важность существования института общефедерального признания инициативы (в виде федеральных инновационных площадок) в области новых моделей образовательных учреждений, методов управления, механизмов саморегулирования, повышения квалификации, создания лабораторных комплексов и т.д.

В завершении выступления Игоря Реморенко возникла дискуссия. Алексеем Воронцовым был задан вопрос на понимание. «С моей точки зрения, примерные образовательные программы не нормативный документ. Я и могу от него отойти, главное – не от федерального стандарта. Вы говорили, что ФИП может отступать от примерных образовательных программ. Может сложиться впечатление, что примерная образовательная программа, несмотря на то, что говорят о ней как о ненормативном документе, но все равно он нормативный.

По мнению Игоря Реморенко, принцип отступления от примерной образовательной программы не описан в нормативном документе, т.е. нет возможности ответить документом. Это ответ из области экспертного сообщества. В законе написано, что образовательная программа образовательных учреждений делается на основе примерных образовательных программ. А возможность или невозможность отойти от примерных образовательных программ в законе не прописано.
Еще один вопрос был озвучен Александром Моисеевым: «ФИПы создаются на базе ФЗ № 217, где основной акцент стоит на реальном секторе, технических вузах. Для гуманитарных вузов что-то аналогичное для поддержки инновационной структуры предполагается?».

Докладчик считает, что «превалировать будут технические решения, но попытки создания гуманитарных предприятий есть. В секторе исследований и разработок легче вместе с порождением нового знания и технологий купить и самого человека, который это знание несёт, вместе с его «школой» - это наиболее существенно, с точки зрения малых инновационных предприятий и бизнеса,  подчеркнул Игорь Реморенко.

В финале прозвучал вопрос: «Могут ли появится в нормативной базе какие-нибудь механизмы образовательных технологий?».
Можно осторожно и аккуратно искать места перенесения существующих механизмов технологий из других сфер в образование. Возможно также рефлексивное заимствование ключевых идеи и способов, ответил Игорь Михайлович.

 

Андрей Шмаков, магистратура МПГУ
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100