В рамках всероссийского семинара для представителей образовательных организаций с целью ознакомления с требованиями
к заявкам и годовым отчетам ФИП Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики
«Эврика», сделал сообщение «Развитие сети Федеральных инновационных площадок».
Было обозначено два фокуса дискуссии: сквозные результаты и собственно результаты системы образования. Александр Адамский
выделил ключевые тенденции открытости системы образования, акцентируя внимание на важности обсуждения плюсов, минусов, рисков
и выгод. Тенденция открытости образования считается уже устоявшейся.
Было отмечено, что у системы общего образования шанс влиять на экономику выше, чем, у системы профессионального образования.
В школьной системе появились механизмы открытости: конкурентность, ЕГЭ, система подушевого финансирования и прочее. Нормативные
и институционные признаки открытости в общем образовании налицо. Были выделены ключевые риски, которые заключаются в попытке
воспроизводить алгоритмические способы мышления в надежде, что они еще имеют место быть и не претерпели изменения в современном
обществе.
Главный плюс открытости образования, по мнению Александра Адамского, заключается в постепенном формировании высокой радикальной
критичности, вовлеченности и ответственности представителей общества. Ситуация с открытостью в конечном итоге отражает необходимость
выработать ориентиры динамики увеличения открытости к 2016 году.
В ответ на вопрос о социальной открытости Александр Адамский обозначил, что между экспертными и общественными установками
существуют противоречия, заключающиеся в следующем: экспертные направлены на социализацию ребенка, а в общественных –доминирует
консервативная установка. Необходимо оказывать влияние на общественное мнение, чтобы оно было направлено в будущее, а не в
прошлое.
Петр Бондарев, представитель Кубанского университета сформулировал вопрос о коммерциализации образования. Является ли это
перспективным шагом?
Александр Адамский ответил, что «коммерциализация – естественный признак образовательной системы. Коммерциализация
рассматривается как условие предоставления бесплатного образовательного образования (через перераспределение) – на наш
взгляд, это главный плюс».
Далее поступил вопрос от Людмилы Сандаковой (Бурятия): «Открытость предполагает постоянные ситуации неопределенности.
Как это отражается на распределении управления?»
Александр Адамский ответил: «Существует множество разнонаправленных векторов деятельности, а также необходимость понять,
как их интегрировать, чтобы понять, что альтернатива сложилась. С появлением активных субъектов, приводящих к развитию, возникают
механизмы самоорганизации. Считаем ситуацию самоорганизации одной из ключевых».
В докладе была обозначена и коротко зафиксирована вторая тенденция – индивидуальность, ориентация на индивидуализацию
образования. Это один из ключевых ориентиров, который позволяет ребенку надеяться на получение приёмов эффективной социализации.
В речи докладчика были представлены две составляющие индивидуального образования: педагогическая и институциональная. Была
выделена трудность, заключающаяся в отсутствии у учителя инструментов для индивидуализации образования. Как считает Александр
Адамский, единственной возможностью педагогического образования выйти на индивидуализацию образования детей являются инновационные
школы, как места образования учителя.
Следующий тезис - может ли неиндивидуализированный учитель работать в рамках индивидуализации образования.
Общество находится на пути инновационного педагогического образования. И классно-урочная система, разрушенная не идеологически,
а технологически, перестает быть авторитетной и значимой в получении информации ребенком. Далее было высказано сожаление,
что содержательность нормы ниже, чем содержательность идей и инициатив. Потеря содержательности – большой вопрос: как
её избежать при формировании нормы.
Татьяна Ковалёва, президент Тьюторской Ассоциации, ввела в дискуссию аспект подготовки специалистов,
обладающих тьюторской компетентностью (как пример, магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» МПГУ).
В ответ поступило замечание методологического характера - «обсуждение на основе прецедентов опасно. Прецедент –
не является содержанием тенденции, на основе одного прецедента выстраивать тенденцию сложно».
В завершении сообщения Александр Адамский резюмировал, что ключевыми тенденциями являются открытость образования и его индивидуализация.
Также отметил, что экономика и политика оказывают влияние на эти тенденции и образование в целом.
Наталья Шибанова и Ирина Тельникова,
магистратура МПГУ
|