Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Развитие сети Федеральных инновационных площадок. Александр Адамский




В рамках всероссийского семинара для представителей образовательных организаций с целью ознакомления с требованиями к  заявкам и годовым отчетам ФИП Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», сделал сообщение «Развитие сети Федеральных инновационных площадок».


Было обозначено два фокуса дискуссии: сквозные результаты и собственно результаты системы образования. Александр Адамский выделил ключевые тенденции открытости системы образования, акцентируя внимание на важности обсуждения плюсов, минусов, рисков и выгод. Тенденция  открытости образования считается уже устоявшейся.
Было отмечено, что у системы общего образования шанс влиять на экономику выше, чем, у системы профессионального образования. В школьной системе появились механизмы открытости: конкурентность, ЕГЭ, система подушевого финансирования и прочее. Нормативные и институционные признаки открытости в общем образовании налицо. Были выделены ключевые риски, которые заключаются в попытке воспроизводить алгоритмические способы мышления в надежде, что они еще имеют место быть и не претерпели изменения в современном обществе.

Главный плюс открытости образования, по мнению Александра Адамского, заключается в постепенном формировании высокой радикальной критичности, вовлеченности и ответственности представителей общества. Ситуация с открытостью в конечном итоге отражает необходимость выработать ориентиры динамики увеличения открытости к 2016 году.

В ответ на вопрос о социальной открытости Александр Адамский обозначил, что между экспертными и общественными установками существуют противоречия, заключающиеся в следующем: экспертные направлены на социализацию ребенка, а в общественных –доминирует консервативная установка. Необходимо оказывать влияние на общественное мнение, чтобы оно было направлено в будущее, а не в прошлое.

Петр Бондарев, представитель Кубанского университета сформулировал вопрос о коммерциализации образования. Является ли это перспективным шагом?
Александр Адамский ответил, что «коммерциализация – естественный признак образовательной системы. Коммерциализация рассматривается как условие предоставления бесплатного образовательного образования (через перераспределение) – на наш взгляд, это главный плюс».

Далее поступил вопрос от Людмилы Сандаковой (Бурятия): «Открытость предполагает постоянные ситуации неопределенности. Как это отражается на распределении управления?»
Александр Адамский ответил: «Существует множество разнонаправленных векторов деятельности, а также необходимость понять, как их интегрировать, чтобы понять, что альтернатива сложилась. С появлением активных субъектов, приводящих к развитию, возникают механизмы самоорганизации. Считаем ситуацию самоорганизации одной из ключевых».
В докладе была обозначена и коротко зафиксирована вторая тенденция – индивидуальность, ориентация на индивидуализацию образования. Это один из ключевых ориентиров, который позволяет ребенку надеяться на получение приёмов эффективной социализации.

В речи докладчика были представлены две составляющие индивидуального образования: педагогическая и институциональная. Была выделена трудность, заключающаяся в отсутствии у учителя инструментов для индивидуализации образования. Как считает Александр Адамский, единственной возможностью педагогического образования выйти на индивидуализацию образования детей являются инновационные школы, как места образования учителя.

Следующий тезис - может ли неиндивидуализированный учитель работать в рамках индивидуализации образования.
Общество находится на пути инновационного педагогического образования. И классно-урочная система, разрушенная не идеологически, а технологически, перестает быть авторитетной и значимой в получении информации ребенком. Далее было высказано сожаление, что содержательность нормы ниже, чем содержательность идей и инициатив. Потеря содержательности – большой вопрос: как её избежать при формировании нормы.

Татьяна Ковалёва, президент Тьюторской Ассоциации, ввела в дискуссию аспект подготовки специалистов, обладающих тьюторской компетентностью (как пример, магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» МПГУ). В ответ поступило замечание методологического характера - «обсуждение на основе прецедентов опасно. Прецедент – не является содержанием тенденции, на основе одного прецедента выстраивать тенденцию сложно».
В завершении сообщения Александр Адамский резюмировал, что ключевыми тенденциями являются открытость образования и его индивидуализация. Также отметил, что экономика и политика оказывают влияние на эти тенденции и образование в целом.

 

Наталья Шибанова и Ирина Тельникова,
магистратура МПГУ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100