Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание




Очный семинар в рамках реализации проекта «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных стандартов общего образования», стартовавший в Республике Саха (Якутия) 24 ноября 2010 года завершился итоговым пленумом. Группы представили результаты работы.
Георгий Афонский выступил в качестве докладчика от группы 1. В своем выступлении он сделал акцент на том, что в современных условиях становится важным совершенно новый подход в формулировке требований к результатам    ООП. «Мы привыкли работать на знаниевые результаты, но упускаем личностные, социальные компетенции», - говорит докладчик.
Комментируя его выступление, Владимир Бацын согласился с данным утверждением. Одна из ключевых тем семинара — результативность ООП. В ходе работы группы сформулированы следующие тезисы. Первый из них: ученик к окончанию данного возрастного периода должен быть способен самостоятельно разрабатывать свою образовательную программу. На основании чего он может это сделать? Это могут быть интересы, способности, склонности ученика. Подобный ход рассжудений приводит к выводу, что ОП должна не начинаться этим требованием, а подводить к нему. Результат реализации  ОП - развитие этой способности. Наличие ее — показатель качества образования. Если ученик не может самостоятельно разработать свою образовательную программу, то его образование можно считать неэффективным. Главный результат реализации ОП— способность к самообразованию.
Подводя итоги работы группы, Роман Селюков также сделал акцент на том, что если ребенок построил себе программу самобразования к концу 9 класса и это можно зафиксировать, значит ребенок добился результата, который сформулирован в ОП. Важно понять способен ли ребенок самостоятельно сделать выбор. Это одно из требований к качеству ОП.
Владимир Бацын выделил еще один, не менее важный тезис. Ни в одном из проектов примерной ООП не содержится словосчетание «портрет выпускника». Однозначно заданного образа выпускника нет. Есть некий желаемый набор требований к результатам обучения. Под стандартом понимается не призыв к достижению общего минимума, но стремление к достижению индивидуального максимума. «Это положение существенно меняет наше представление о педагогической деятельности, - говорит Владимир Бацын.  Мы больше не стремимся к стандарту человека, но достигаем стандарта требования».
Роман Селюков, комментируя сказанное, подчеркнул, что стандарты нового поколения ставят генеральной линей  индивидуализацию ученика, понимая ее не в том смысле, что процесс обучения строится по принципу «учитель-ученик», но имея в виду  индивидуализацию способа овладения образовательным контентом. Основная  цель - создание такой образовательной среды, где каждый является образовательным ресурсом для каждого. Есть пространства, где ребенок идет по собственной траектории, и есть стандарты, которые отслеживают динамику продвижения. Идею индивидуализации нужно максимально технологизировать, начиная от разработки принципиально новой технологии работы учителя, построенной на способности учителя  работать с индивидуальными программами учащихся, и заканчивая  информатизацией образования, которая позволила бы ребенку находясь в любом месте успешно реализовывать самостоятельно разработанную ОП. Тренд на технологизацию — результат ООП.
По мнению Владимира Бацына, помочь ребенку осознать его индивидуальность — значит помочь ему осознать полноту его личности, осознать его ценность как личности, его самобытность и оригинальность. Важно понять, - говорит Владимир Бацын, подводя итоги обсуждения, - каким образом ваша индивидуальность как учителя, как человека может стать ресурсом для развития индивидуальности ученика. Мы становимся уникальными существами взрослыми, взаимодействующими с уникальными существами детьми».
Докладчиком от второй группы выступила Любовь Николаева. Задачи группы — разработка дорожной карты  внедрения основной образовательной программы основного общего образования  с позиций школы и муниципалитета, формирование модели штатного расписания. По итогам работы группы представлен план-график мероприятий на школьном уровне, который подразумевает работу  по следующим направлениям:
1. нормативно-правовое обеспечение;
2. финансовое обеспечение;
3. материально-техническое обсепечение в соответствии с требованиями ФГОС;
4. кадровое обеспечение (переподготовка и корректировка трудовых договоров);
5. информационно-методическое обеспечение;
6. организационное обеспечение.
 В ходе обсуждения итогов работы группы Роман Селюков отметил,  что стандарты оснащенности ОУ должны быть четко определены. Для того чтобы успешно реализовывать программу по химии нужна лаборатория. Как возможный вариант решения — обсуждение на уровне региона  стандарта оснащенности, который позволит сформулировать показатели мониторинга, осуществлять контроль за соответствием уровня оснащенности ОУ требованиям стандарта. Сам стандарт может быть сформулирован как некий набор требований, который можно превышать. Результаты мониторинга могут послужить основанием для  расчета величины учебных расходов.
  Продолжая выступление по итогам работы второй группы, Татьяна Балаганщикова высказала предложения по разработке механизмов финансирования внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность требует большей подготовки, считает она, поэтому финансирование должно производится через ученико-час как урочная деятельность.
По мнению Романа Селюкова данное предложение нецелесообразно: наполняемость групп не регламентируется.  Поэтому если учитель работает с 3-5 детьми он не сможет получить достаточную оплату. Вероятно будет  необходимо ввести некие поправочные коэффициенты, которые нивелируют подобные риски. Последнее становится предметом отдельного ТЗ.
          Результаты работы третьей группы представил Георгий Афонский. В ходе работы группы обсуждалась модель организации финансово-экономической деятельности учреждений общего образования, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов. В ходе обсуждения участниками предложено уделить особое внимание специфике учреждений.  В качестве одного из наиболее значимых рисков обозначено отставание нормативно-правового обсепечения от той инновационной работы, которая сегодня проводится в школах.
 Роман Селюков согласился с последним утвреждением. В качестве примера он привел требования СанПина, которые во многих отношениях  противоречат логике новых образовательных стандартов. Возможное решение — проработка подобных вопросов на региональном уровне: как на уровне региональной и муниципальной власти, так и на уровне директоров школ.
   По мнению Сарданы Татариновой, первого заместителя министра образования Республики Саха (Якутия) при таком подходе может возникнуть ряд сложностей. На пример, в проекте интегрированного закона «Об образовании» написано, что регион может сам устанавливать некторые виды ОУ (школа с национальным уклоном, агрошкола и т.п.).  Вместе с тем, перечень  возможных видов ОУ утверждается на федеральном уровне. Возникает ситуация, когда у всех учреждений будет один норматив, и такие школы   будут фактически лишены своего статуса.
    Завершая работу семинара Роман Селюков подчеркнул, что существующую ситуацию можно изменить. Ряд проектов новых нормативных документов (проект ФГОС, примерная ООП) проходят процесс обсуждения. Каждый может принять в этом участие. По итогам обсуждения будут подготовлены необходимые предложения. С проектами документов можно ознакомится на сайте www.eurekanet.ru..
           В заключение Галина Алексеева, директор ИРОиПК республики, поблагодарила участников семинара за плодотворную работу. «Мы можем внести новое в стандарт,- сказала она.- Сегодня есть такая возможность. И думаю те изменения, которые мы обсуждали, обсуловят его эффективность».

 

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100