Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар ФГОС в Республике Саха (Якутия)> Группа 3. Модели организации финансово-экономической деятельности учреждений общего образования

Группа 3. Модели организации финансово-экономической деятельности учреждений общего образования, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов 




Работа третьей группы очного семинара по проекту «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных стандартов общего образования», проходящего в г. Якутске 24 ноября, строилась на обсуждении модели организации финансово-экономической деятельности учреждений общего образования, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.

В ходе работы участники группы пришли к следующим выводам. При расчете норматива необходимо учитывать и внеучебную, и учебную, и всю внеурочную деятельность школы. Расчетная величина складывается из региональной части и местных муниципалитетов. В структуре должны быть введены оплата труда, расходы с обеспечением качества персонала образовательного учреждения. В России только в Томске есть такой опыт своеобразной «ваучерной» системы, например финансирования повышения квалификации.  В малокомплектных школах финансирование идет по потребностям. Иные расходы идут, например, на коммунальные платежи. С внедрением ФГОС образовательное учреждение, помимо оказаний услуг по образованию, в муниципалитетах имеет возможность профинансировать эту услугу.

Разные услуги требуют лицензии. Необходимо заранее позаботиться об этом. Заработная плата с учетом надбавок, стимулирования, повышения квалификации кадрового состава прописаны в структуре расходов.
Впервые мы прописали впрямую возможность о заданиях для образовательных учреждений, в случае если региональная база определена. ФЗ-122 все образовательные учреждения получают деньги из региональной поддержки финансирования.
По оплате труда регионы стимулирующую часть распределяют по школам  равномерно. В преимуществе, основываются на методике  «ученико-час».

Никто, кроме самого учреждения, не может устанавливать порога стимулирующей части. Например, соотношения 60:40. Главное чтобы заработная  плата не была ниже минимальной зарплаты. Стимулирующая часть ограничивается от 20% до 40%.Механизмы учета оплаты труда в РС(Я) достаточно хорошо отработаны. Один недостаток – не учтена работа с водителями. Участие органов самоуправления в распределении финансов  - требование по ФГОС. Соотношение Фонда оплаты труда педагогического и  технического персонала должно быть 70:30. Введение в аутсорсинг. ФЗ-83: учитывая, что директор получает финансирование пакетом, ему можно перевести норматив в статью «прочие услуги» и купить услугу, например, «психологическое сопровождение» (тренинг), услугу охраны, коммунальные услуги и т.д. все эти люди не будут присутствовать в штатном расписании.
Например психолог может находиться в центре психологического сопровождения.
  
В автономном учреждении должен поменяться менталитет директора. Работа его оценивается тем,  насколько эффективно он привлекает услуги, управляет договором.

Несоблюдение соотношения 70:30 дает неэффективные расходы. 70% расходов возникают по этой причине. Оставшиеся 30% возникают из ненаполняемости классов. У министерства образования появляется аргумент, чтобы обратиться к финансистам и говорить, что внутренние ресурсы исчерпаны.
Соотношение общей составляющей базовой ФОТ фиксируется так, чтобы соотношение не было критическим. Порядок распределения стимулирующей части оставляется на уровне муниципалитета, но фактически на уровне школы.

В обсуждении первый вопрос задала Абдрафикова Тамара Ивановна, главный бухгалтер СОШ №23 г. Якутска:  Если перейдем из одной услуги на другую, где выгода?

Ответ Селюкова Р.В.: Экономическая логика: если услугу оказывает большая специализированная организация, она может снижать стоимость услуг. Мы часто не видим уборщицу. На одного работника отделяется 500-800 кв.м. школы. Откуда эта норма взялась. По сути, эта уборщица будет работать 8 часов в день, но в разных школах как услуга клининговой компании. Ваши деньги могут быть как в зарплате, не выше и не ниже. Решение тарифных планов, безусловно, не просто.

Выступил Афонский Георгий Афанасьевич, директор СОШ № 23 г. Якутска:
1. Менталитет как раз в муниципалитетах надо менять. Первый процесс пошел, когда КПМО вызвал негатив на всех уровнях (вопрос по зарплате). ОСОТ ввели и стало соотношение 58:42. Непонятно, почему такое соотношение идет? Почему, например, 50:50? Условии тоже разные.
2. Каждое образовательное учреждение разрабатывает свои локальные нормативные акты по системе оплаты труда и стимулированию. Самостоятельность все равно относительная,  должно быть  нормативное обоснование.
На второй вопрос. Если мы государственное учреждение, то должны жить по законам, устанавливаемым государством. Общие правила игры. Чтобы их не соблюдать, надо идти в негосударственные учреждения.
На первый вопрос. На учредителя впервые падает очень большая ответственность. На муниципальном уровне. Основные направления деятельности органов управления образования: перераспределить деньги. Появляется государственное муниципальное образование. Ответственность лежит на самого учредителя. Установлены параметры качества  образования. Например: ЧП, выясняется, что качество несоответствующее. Деньги перераспределять между школами сейчас невозможно. Некогда учредителю этим заниматься. Если регионы готовы отпустить, то муниципалы, зачастую, – нет. Можно создать отдел при администрации из 4-5 человек. Например, на период с 20 августа по 20 сентября было проведено 20 проверок с муниципалитетов. Это грубейшее нарушение. Все зависит от того, насколько грамотно будет проведена работа. В муниципалитете, чтобы управлять делом, большого аппарата не нужно.

Гончарова Елена Владимировна, замдиректора СОШ №19 г. Удачный Мирнинского района, задала вопрос: В каком объеме лимит может быть сформулирован в казенном учреждении?
Ответ: В казенное учреждение деньги закладываются по смете. Связано также с контингентом учреждения. Все, что дал регион, это останется, так как статья уже защищена. Муниципальные деньги будут минимальными, лишь бы школа функционировала. Смета в конце года – это постоянная практика. Расходная часть может снижаться только за счет бюджетников. АУ в этом плане имеет преимущество.

Гончарова Елена Владимировна, замдиректора СОШ №19 г. Удачный Мирнинского района: Учредитель может навязать форму казенного учреждения?
Ответ: Есть распоряжение правительства №1050, где прописано, по каким критериям могут относиться к казенным учреждениям. Вы можете туда даже не попасть. Есть определенные ограничения. Поэтому надо взять это распоряжение в руки и аргументированно отказываться.Если учреждение имеет большое имущество: земли, здание. Есть риск, что это имущество может использоваться неправомерно. Учредитель поэтому берет дело в свои руки. Особое исключение составляют учреждения закрытого типа. Режим закрытый, контингент непостоянный. Если даже 2 человека учатся в школе, то учреждение надо держать. Для перехода в форму казенного учреждения согласия коллектива не требуется.

Поступил вопрос в письменном виде: имеет ли право учредитель перекидывать деньги по зарплате?
Ответ: Зарплата входит в защищенную статью. Все, что касается зарплаты – деньги невозможно из одной статьи перекинуть на другую.

Вопрос в письменном виде: Кто является учредителем, если ОУ в селе? Администрация?
Ответ: Неважно, где образовательное учреждение. Оно может быть как ГОУ, так и МОУ. Если ГОУ – то учредитель на уровне региона, если МОУ – то муниципалитет. Если в случае общеобразовательного учреждения, то учредителем должен быть муниципалитет.


Павлов Алексей Алексеевич, директор Егинской СОШ Томпонского района: Учитывая  климат, малочисленность, малокомплектные школы должны относиться к казенным учреждениям. При этом необходимо дать учителям возможность зарабатывать.
Ответ: Вам надо определиться. Если хотите зарабатывать, то надо становиться автономным учреждением.

Павлов Алексей Алексеевич, директор Егинской СОШ Томпонского района: Вопрос содержания объекта. Большое здание, а детей с коллективом мало.
Ответ: Учредитель должен выделить меньшее здание. Вы пытаетесь определить задачу муниципалов. В этом плане, вам выгодно быть автономным учреждением. Вы можете остальные квадраты сдавать в аренду. Регулируйте отопление, лампочки откручивайте, где не учитесь. Так, 80% сэкономили и отдали на зарплату. Но это вы имеете права, если становитесь Автономным учреждением.

Селюков Р.В.: Хочу сделать небольшое нормативное отступление. Нужно сделать аутсорсинг, как говорится, «перекладывая из кармана в карман», увольняя работника у себя, трудоустраивая его в другом месте. Если муниципалитет хочет добиться соотношения 70:30, то он должен задуматься, как закупить эту услугу. Если на рынке этих услуг будет много, то цены снизятся  в разы. Приведу пример. У меня, когда жил на селе, был дорогой интернет. В результате написал письмо телефонной компании «прошу отключить ящик … и переключить на ящик…». Таким образом, мне предложили тариф ниже закупаемых в регионе, поскольку я мог назавтра рассказать об этом методе всем и все бы написали подобное заявление.

Вопрос Абдрафиковой Тамары Ивановны, (гл.бух. СОШ №23):
Есть единая методика расчета? Если мы рассчитываем в целом, то остается 2 часа из 10. Часов меньше, учеников больше. если будет рассчитываться по методике «ученикочас», то это будет вводиться даже насильно. В пилотных школах пошло понижение стимулирования. Зарплата получилось как в прошлом году.
Ответ: Соответствующие корректировки сделаны. Со следующего года будет планомерное увеличение. В целом, на эти 10 часов требуется меньше денег.

Афонский Георгий Афанасьевич, директор СОШ №23 г. Якутска: Как мы должны оплачивать эти часы? Как класс? Или как 5 человек? Придет ведь прокуратура и проверит. Если невыгодно, учитель данное занятие вести не будет.
Ответ: ФОТ скорректируется. На эти часы учреждение может установить локальным актом коэффициент. Соответственно, оплата не будет зависеть от наполняемости класса, поскольку проводится как реализация программы государства. Другие часы ведь даются впервые. Дальше можно вести по методике «класс-час». Ввести требования и расчет в дальнейшем.

Афонский Георгий Афанасьевич, директор СОШ №23 г. Якутска: Почему бы не ввести как государственный заказ? Что не сидеть и не размышлять каждый день как оформить нормативку? Чтобы было обоснование государственное?
Ответ: У вас же есть задание государственное. Я рекомендовал бы не писать программу, т.к. на это нужна будет лицензия. Это не учебная программа.

Федеральные цифры не могут быть едино установлены. Не имея норму региональной я сформирую группу. Сначала исследуют, потом среднюю выводят и легализуют. Так и у нас будет. Примерно выясняется 7,5 человека.
Иванова Изабелла Сидоровна, директор Тулагинской школы: 1750 часов рассчитано на 100%? А дети со средним количеством в 7,5 человек? Как таким количеством детей наполнить часы?
Ответ: Надо обеспечить, чтобы эти предметы дети должны выбрать за 5 лет. Программа, следовательно, должна быть «дикой», конкурентноспособной. Будут соответствующие доплаты.
 

Аналитическая группа Республики Саха (Якутия)


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100