Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар ФГОС в Республике Саха (Якутия)> Группа 1. Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Группа 1. Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования 




Работа очного семинара по проекту  «Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» продолжена в группах. В рамках работы первой группы обсуждались результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Координатор группы — Владимир Бацын.  Количество участников: 56 человек – специалисты муниципальных  управлений образованием, руководители ОУ, учителя.

В начале работы Владимир Бацын остановился на ключевых понятиях: образовательная программа  ОУ и образовательная услуга.  Для обсуждения были предложены вопросы: как понять, что результаты достигнуты и в какой форме фиксировать эти результаты? Тем более что многие результаты не могут быть измерены, особенно – качественные изменения, например, степень социализации. 
Далее участники семинара обсуждали одну из базовых целей общего образования - формирование у молодых людей способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие  общества, формирование  социальной мобильности и адаптации, которая  применительно к основной школе   конкретизируется следующим образом: сформировать способности к осуществлению ответственного  выбора  собственной  индивидуальной образовательной траектории.
Участниками семинара были поставлены проблемные вопросы: что понимается под «ответственным выбором», как развивать способность детей делать выбор, как создать условия для самостоятельной разработки учеником индивидуальной образовательной траектории. 

Был  задан вопрос, для какой  возрастной категории учащихся данная программа реализуется.
Бацын В.К. ответил, что определен нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития: первый этап - 5-6 классы: обеспечение бесстрессового перехода от  младшего  школьного   к подростковому возрасту; второй этап – 7-9 классы: самоопределение подростка через разные виды деятельности.

Большой интерес вызвал поставленный Владимиром  Константиновичем вопрос о том, на какой основе строится  индивидуальная образовательная траектория. Были высказаны варианты: мечта ребенка, интерес к какому - либо  виду деятельности, способности ребенка, запросы родителей. Была отмечена важность того, что ОП  основного образования должна быть преемницей начального образования, а ОП начального образования -   преемницей программы дошкольного воспитания, воспитания семьи. В этой программе должно быть заложено то, как научить ребенка найти источник самоопределения в окружающем мире, в окружающей действительности, так как ОП рождается из системы отношений ребенка к самому к себе, к окружающему миру. Предложенная ОП   ориентирована на развитие  критического  отношения ученика к  самому себе.  Индивидуальная образовательная траектория не может быть создана, если у ребенка не развиты эти способности.

Руководителем группы было обращено внимание на результаты освоения образовательной программы, в частности – на личностные результаты, которые обнаруживаются через участие обучающихся в разных видах деятельности и освоение их средств, что дает возможность школьникам приобрести общественно-полезный социальный опыт, который невозможно приобрести, если человек не является субъектом своей деятельности. А субъектами мы являемся только тогда, когда сами определяем цели, создаем программы и т.д. ОП  дает шанс изменить отношение субъектов образовательной деятельности к самому себе, к своей деятельности. Рассуждения Владимира Константиновича были подтверждены жизненными примерами.
В связи с вышесказанным руководитель группы отметил также важность развития у детей информационной компетентности, как способности решать жизненные задачи с помощью  информационно-коммуникативных  технологий. Для примера была приведена американская школа, которая формирует критическое мышление, способность видеть и анализировать один и тот же факт  с разных точек зрения.

Таким образом, можно констатировать, что в группе была проделана работа по анализу  содержательных частей проекта ООП ООО, основным результатом освоения которой является умение выпускником основной школы  разработать индивидуальную образовательную траекторию последующего этапа образования, формирование человека, практически осуществляющего свое самообразование.

 

Аналитическая группа Республики Саха (Якутия)
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100