Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар ФГОС в Республике Саха (Якутия)> Механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений общего образования. Р. Селюков
Презентация к лекции Романа Селюкова 

Механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений общего образования, обеспечивающих реализацию ФГОС с учетом особенностей финансирования трех типов учреждений (казенных, бюджетных, автономных). Роман Селюков, замдиректора ИПОП "Эврика"




Работу очного семинара по реализации проекта «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных стандартов общего образования» 24 ноября 2010 года продолжило выступление Романа Селюкова.
Лекция началсь с положения о принципиальном изменении существующих подходов в образовании, необходимости перехода на легитимные подходы.

Лектором была представлена схема последовательности действий по введению ФГОС: в 2010 году стандарт внедряется по мере готовности, обсуждаемая программа внедряется до 2012 года. Указаны на базовые процессы реализации ФГОС, когда ход внедрения будет представлять собой обеспечение стандартизации собственного процесса, а реализация – обеспечение выполнения требований. Таким образом, школа, не способная  выполнять стандарт, финансироваться не будет.
Был сделан акцент на кардинальной смене содержания образования, когда учебные результаты не станут представлять собой как главные результаты в образовании. Все регионы, рассчитывая свою нормативную базу, опирались на БУП-2004, а планируемые нами результаты гораздо шире. Поэтому нужно разрабатывать новые структуры нормативов и методы. Лектор на примере противопоставления грубого натаскивания ученика по таблице умножения с его обучением думать поясняет, почему второе будет стоить дороже. Хотя родители, как правило, предпочитают дешевые образовательные услуги. Когда региональные органы исполнительной власти разрабатывают нормативы, где включаются только учебные нагрузки, это также говорит о дешевизне образовательных услуг.

Следующая задача – это смена «менталитета» учителя. Все результаты должны быть фиксируемые, контролируемые и оплачиваемые. Со следующего года учитель обязан быть технологически готовым выдавать различного рода результаты: метапредметные, личностные, предметные. ЗУНовская система не является эффективным для ФГОС.

Далее лектор останавливается на тезисе об отсутствии сюжетов на примере картинны В. Серова «Девочка с персиками» как первой картины, где сюжет отсутствует, но когда у каждого зрителя возникает свой собственный сюжет, и что подобное мы наблюдаем в образовании. Другими словами, нам нужна подобная «картина», когда каждая школа, каждый ученик могли находить свои сюжеты в «рамках» образования.

Были отмечены следующие результаты образовательной деятельности:
1) Личностные. Это компетенция, и все, что связано с деятельностью. При этом нужно иметь в виду, что декомпозиция тоже существует. Например, целеполагание по Д.Б.Эльконину – это способность ставить цели;
2) Метапредметные. Ученик должен уметь и целеполагать, моделировать, контролировать себя, контролировать насколько данная модель подходит к реальной ситуации. Он должен быть способным оценивать себя и ситуацию, что и означает собственно содержание образования;
3) Предметные. Здесь требования гораздо шире и сложнее – нужно четко понимать, что обеспечение этих результатов – очень важная задача.

Примерная образовательная программа основного общего образования будет включать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Содержательный: все программы должны становится ступенью ОУ. Организационный: условия экономического обеспечения. Организационный: соотношение обязательной и вариативной части ООП должно быть 60:40, 1750 часов отводится на внеурочную деятельность. ОУ обеспечивает условия для внеурочной деятельности обучающихся. Программы дополнительного образования детей, работа с обучающимися школьного врача, психолога не входят во внеурочную деятельность. Ученик должен включаться в различные виды деятельности, пробуя себя в разных направлениях.

При описании нормативов финансирования (нормативно подушевое финансирование государственных и муниципальных  заданий ОУ, гарантирующее право на общедоступное и бесплатное общее образование для каждого обучающегося) лектором было указано, что при финансировании ОУ речь должна идти о региональных образовательных услугах. Учредитель обязан разрабатывать соответствующую нормативную базу. При наличии норматива учредитель обязан перечислить деньги, например, на расходные материалы и т.д.

Была разъяснена ситуация, когда появляется возможность реализации школой нескольких заданий. Например, школу сельскую нельзя закрывать. Следовательно, возникает вопрос: какие услуги вы оказываете населению? Например, если  муниципалитет утверждает, что школа – социокультурный центр села, то он должен это доказывать. Такое задание должно быть профинансировано. Субсидии расходуются школой самостоятельно.

Далее лектор остановился на преимуществах перехода школ в автономное (АУ) или бюджетное (БУ) учреждение, которые имеют возможность привлечения и самостоятельного расходования внебюджетных средств, могут получать деньги «пакетом». Школы – получатели субсидий, хотя и из бюджета, но если вы в АУ, то не проводите конкурсные процедуры по закупкам, приобретениям. БУ придерживаются ФЗ-94.
Будет бюджетирование, ориентированное на результат. Требования стандартов будут связаны с качеством услуг. Если школа не будет выполнять требования стандартов, то ее задание будет уточнено на следующий год. Учредитель не должен этой школе выдавать муниципальное задание. Если задание не дали, тогда детей нужно передать другой школе. Юридического лица, возможно, для этой школы уже не будет. А если школа одна? Тогда задания выносятся на конкурс. Это может выиграть ОУ, которое будет учить по интернету. Все это требует высокого уровня ответственности.

К концу лекции возникло обсуждение.

Кто останется образованным? (вопрос из аудитории)
Ответ: хуже не будет, если дети с помощью квалифицированных, компетентных тьютеров будут учиться по интернету. Власть готовит сетевых учителей, а поставщиков – доброкачественную сеть. Малокомплектные школы при иждивенчестве сами себе ставят крест.

Какое решение принимают родители при закрытии школы? (вопрос из аудитории)
Ответ: если мне пришли «плохие дети», и я не умею с ними работать, то у меня плохие результаты. Следовательно, я не работаю. Речь не идет о закрытии школы. Она существует вне задания. Родители будут удовлетворены, т.к. ученики  будут получать образование в сети. Учителя лишаются работы. Они сами не справились с заданием, не дали качественные результаты. Если школа не придерживается положений стандартов, тогда она не справляется с заданиями.

Тогда у  нас должны вводиться институциональные изменения и по трудовому кодексу, санитарным нормам, госпожнадзору и т.д. (реплика Г.А.Афонского, директора СОШ №23 г.Якутска).
Ответ: квалификационные характеристики, в данное время, рассматриваются Минюстом. Если учитель не проходит по компетентностям, вы это сводите к статье «о профнепригодности». Санпин, Роспотребнадзор имели право не согласовывать проект с МОиН РФ. Все эксперты пришли в ужас, т.к. это не достигается на уроках. Этот проект блокировал требованиям стандартов. Этот проект находится на стадии доработки.

Казенные учреждения могут открыть внебюджетный счет? (вопрос из аудитории).
Вы сейчас так не можете. В бюджетном кодексе написано, что внебюджет может переходить в бюджет. Если в Уставе это прописано как расход – тогда руководителя надо привлекать к административной ответственности. То, что вы получили по внебюджету, вы не имеете права расходовать по бюджету.
Малокомплектная школа может быть казенной? (вопрос из аудитории).
Ответ: нет, малокомплектное школы – это не казенные учреждения.

В завершении лектор развенчал ряд мифов, связанных с введением ФЗ-83: родители не будут платить за уроки, т.к. все это включено в стандарты и т.д.


 

Аналитическая группа Республики Саха (Якутия)


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100