24 ноября 2010 года в Республике Саха (Якутия), в рамках работы очного семинара
по проекту «Разработка и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение
федеральных государственных стандартов общего образования», прошло выступление Владимира Бацына.
В начале лектор обозначил основной тренд развития современного образования: кто и ради чего получает образование? Он подчеркнул,
что говоря о разработке проекта ООП прежде всего необходимо понимать, каким должно быть современное образование и ради чего
можно учиться.
Он отметил, что нужно переходить к универсальным компетентностям, актуализации социального опыта и только затем к приобретению
знаний. Старая система образования полностью отрицается сегодняшним днем: абсолютного исчерпывающего знания не существует,
знать всего нельзя. Можно стремиться к знанию всего. Но нужно ли? Ради чего учиться? Чтобы больше знать? В чем смысл сегодняшнего
дня? Ответы могут быть самыми разными у разных цивилизаций и культур.
Лектором акцентируется, что цель и смысл образования – это человек. По мере раскрытия целепологания ставится вопрос:
сколько школ и сколько там школьников, столько же нужно образовательных программ? Как тогда понимать единое образовательное
пространство? Как эти цели соотносятся? Кто это задает? Каждый учитель, ученик ставят вопрос «Что я делаю?»
Возникает переплетение разных интересов: личности, рынка труда, государства и т.д. Лектор подчеркивает, что все это можно
оценивать по универсальным компетенциям, способности работать вместе, подчиняться или быть лидером и т.д.
Затем лектор переходит к раскрытию принципа «конструктора», по которому строится новая образовательная программа,
которой можно «играть», последовательно двигаясь к сочетанию разных элементов. Нужно выяснять, что нам нужно делать
в течение начальной, средней, старшей школ, чтобы у учащихся возникли и получили развитие те компетенции, о которых мы говорим.
Нужно понять, как эти компетентности возникают, которых огромное количество, а их нужно научиться фиксировать, оценивать.
Следующий тезис лектора связывается с переходом от одних ценностей в другие, изменением точки зрения на собственное «Я».
Лектором ставятся вопросы: за счет чего это достигается? в каком возрасте можно говорить с ребенком о нем самом, как о субъекте?
когда он начинает критически относиться к себе? что нужно делать, чтобы этот момент наступил как можно раньше?
Лектором акцентируется внимание аудитории на том, что каждый ребенок (за редкими исключениями) рождается многообразно талантливым
существом на генетическом уровне («как это было сообщено природой»). Подчеркивается, что экстремум социализации
падает на возраст с 2 до 6 лет, затем 6 лет тянется шлейф для развития уцелевших способностей, а к 12 годам подводится черта.
Вся оставшаяся жизнь не связывается с социализацией, а с адаптацией к жизни. Суициды – это невозможность примирения
с социализацией, неспособность совмещать нормы социализации с теми условиями, к которым нужно приспособляться. Социализация
происходит только в самом раннем детстве. Поэтому, лектор резюмирует, что нужно вкладывать уже в детские ясли и сады, а в
начальных, средних и старших классах будет поздно.
Ставится вопрос: в чем проблема образования?
Система образования не выстраивает отношения между человеком и обществом, а отношения выстраиваются в раннем детстве. Если
к 14 годам ребенок не в состоянии ответить на вопрос «Что в этом мире мое или не мое?», то это означает, что система
образования не справляется. В идеале это может оценить только сам человек. Чья точка зрения правильная? Объективная реальность
и есть объективированная реальность. Например, в дворянской культуре было своя точка зрения, у крестьян своя (98,5% на 1,5%).
Никому не приходило в голову их сталкивать. Единственное пространство – это пространство соотнесения образовательных
успехов, соотнесение компетенций. Но ценность в том, чтобы «розы ветров» компетенций (сочетания) были разными.
Чем своеобразнее индивидуальные компетенции, тем более креативными будут возможности этого индивидуума.
Следующий тезис лектора связывается с субъектностью ФГОС и ПООП ООО. Подчеркивается, что главный субъект – ученик,
когда мы должны поощрять социально позитивные проявления учеников (nD где, n – «коэффициент актуальности»):
а. пространство личности и подростка – между социализацией и адаптацией;
б. расширение актуального социкультурного пространства 11-13-летнего и 14-15-летнего подростка по nD;
в. пространство «предпоследних проб» социализации.
В школе ребенок должен находить ресурс для саморазвития, нужно выстраивать программы, благодаря которой дети могли бы получать
ресурсы для саморазвития. Не поняв, что ты продукт самообразования, то не сможешь ничего достичь.
Должны появиться элементы соревновательности, а не коллективного успеха. Лектор заключает, что образовательная программа
должна выходить на простор конкурентного, индивидуально-ориентированного образовательного пространства.
Аналитическая группа Республики Саха (Якутия)
|