Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Выступление Натальи Сандаковой




Работу экспертно-проектного семинара «Запуск пилотной апробации механизмов государственных (муниципальных) заданий образовательным учреждениям Забайкальского края» продолжило выступление Натальи  Сандаковой, эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика». В своем выступлении она остановилась на отдельных положениях модельной методики формирования ГМЗ.

В основе методики лежит прогноз потребностей в услуге и реальные возможности ОУ, под которыми понимается  материально-техническая база, территориальная доступность, кадровый ресурс. Прогноз потребностей – это количественный показатель.
Главная задача сейчас -  максимально грамотно сформулировать ГМЗ, от этого зависит объем финансирования. Вместе с тем, не стоит стремиться взять на себя услуги, которые будет сложно выполнить. Но нужно иметь в виду, что рынок услуг становится конкурентным, в том числе и за счет участия негосударственных ОУ.

Если существуют некие невостребованные бюджетные услуги, они могут быть реализованы через 94–ФЗ. В этом случае ОУ становится участником конкурса по размещению заказа на услуги. Малые предприятия для оказания услуг могут создаваться и на базе ОУ.

Комментируя выступление, Роман Селюков заметил, что выставление на конкурсные процедуры муниципальных услуг становится реальным в том случае если ранее таковые не оказывались вообще, либо при их низком качестве. Учреждение может предложить свои ресурсы  для реализации услуги, но надо поработать над ценой (может быть дешевле, чем у конкурентов), качеством услуги, правовыми основаниями (для лицензируемых видов деятельности).
Важно учитывать при установлении регионального норматива, чтобы он был достаточным для выполнения задания.
 Норматив на содержание имущества включает коммунальные расходы и средства на ремонт. В ГМЗ можно пописать в иных целях возможность устранения предписаний проверяющих органов. Минфин заинтересован в устранении предписаний, а соответственно в их финансовом обеспечении.

Роман Селюков вступил в обсуждение данной ситуации и уточнил, что если появилось предписание, то муниципалитет может прописать в задание выполнение этих предписаний. Но необходимо в муниципалитетах прописать механизм, как их устранять.
Продолжив свое выступление, Наталья Сандакова пояснила, что в соответствии с БК РФ основанием для прекращения финансирования является некачественное предоставление услуги. А предписание является сигналом.

Привлекательным видится финансирование не только образовательных, но и иных (культурных, спортивных и т.д.) услуг.
Роман Селюков уточнил, что попытки оттянуть часть средств из других ведомств, приводит к конфликту интересов. Это возможно, если эта услуга не предоставляется в данном поселении.
Наталья Сандакова предложила обратить внимание на потребителя услуги. Часто ГМЗ формируется без родительской общественности.

После этого началось обсуждение по теме с участниками семинара.
Последовал вопрос Билигмы Будаевой, ректора Агинского ИПК работников социальной сферы: «Правильно ли мы понимаем, что ОУ может самостоятельно формировать показатели качества услуги?»
Наталья Сандакова: «Желательно. Но, если муниципалитет установил показатели качества, то прописать ниже нельзя, выше можно, тем самым вы показываете свою конкурентоспособность. Свои предложения вы можете передать учредителю, который может внести их в ГМЗ».

Далее последовали ответы на письменные вопросы.

Вопрос 1: Каковы пути расчета стоимости 1 кв. метр,  и каковы варианты расчета 1 кв.м., чтобы рассчитать норматив на 1 ребенка на муниципальном уровне?
Роман Селюков отметил, что для ГМЗ нужен подушевой механизм. Для его расчета надо проделать  2 шага.  Первоначально надо установить стоимость 1 кв. метра. Для этого составляется таблица с перечнем критериев по условиям предоставления ГМЗ (ремонт, состояние здания, коммунальные сети). Комиссия по таблице выстраивает рейтинг. По сметам учреждений выводится минимальные и максимальные суммы затрат. Определяется среднее арифметическое между ними. Далее вычисляется средние площади по ОУ, включая основные помещения и мастерские. Полученные средние затраты делятся на полученные квадратные метры (средние), получается средняя стоимость на содержание 1 кв. м. Далее полученная величина предлагается ОУ для соотнесения с фактическими расходами.  В тех ОУ, где недостаточно данной величины расхода, вводятся корректирующие коэффициенты. Если данных коэффициентов в муниципалитете оказывается много, необходимо установить такой уровень норматива, который позволит свести к минимуму использование коэффициентов.  Следующим шагом для перехода к подушевому принципу необходимо полученные нормативы разделить на количество учащихся. Для малокомплектных школ расчет норматива будет другим.

Вопрос 2. Нас интересует механизм выведения из штатного расписания обслуживающего персонала в МУП. Насколько гарантирована будет оплата труда МОП?
Роман Селюков: процедура должна быть следующей: сокращение в ОУ, перевод в другое предприятие, организацию, заключение договора с учреждением по трудоустройству в том учреждении, которое будет предоставлять услугу, заработная плата гарантируется по ТК РФ. Финансовые средства передвигаются в предприятие, оказывающие услуги. В ОУ они передвигаются с подстатьи з/плата на подстатью «прочие услуги». Это возможно для АУ.
Что касается уровня заработной платы, то интенсивность труда может быть различной, нормы рабочие могут быть выше, работник может трудиться в нескольких ОУ или иных учреждениях.

Вопрос 3. Как реализуется 83-ФЗ в ДОУ?
Роман Селюков: Здесь проще, т.к. вы деньги получаете только из муниципального бюджета по муниципальному нормативу на обучение, содержание детей, содержание зданий. Вы можете организовать и иные услуги (круглосуточное пребывание, краткосрочное пребывание и т.д.). Необходимо ДОУ И ДОД переводить по возможности в АУ. Критерий перевода – кадровый потенциал руководителя. На этих учреждениях проще отработать все механизмы.

Вопрос 4. Расчеты показывают, что содержать в штате кочегаров дешевле чем покупать их услуги? Как быть на счет неэффективных расходов?
Роман Селюков: Это действительно так, если услуги оказывает монополист. Руководитель должен предпринимать шаги по разрушению монополии. У крупных поставщиков услуг стоимость ниже.

Вопрос 5. На какие прочие образовательные услуги необходимы лицензии?
Роман Селюков посоветовал обратиться в налоговые органы и положениям гражданского кодекса.

Вопрос 6. Приведите любые АУ – общеобразовательные школы, их работу и эффективность.
Роман Селюков. В Республике Бурятия есть гимназия и ДОУ в статусе АУ. Гимназия получает статус стажировочной площадки. Можете обращаться туда.

Вопрос 7. Если муниципалитет будет объявлять конкурс, то каков механизм проведения таковых или это тот же аукцион?
Роман Селюков: Данная процедура осуществляется в рамках 94-ФЗ.

Вопрос 8. В здании школу находится ДОУ, библиотека. Кочегарка относится к школе. Как производить расчеты за потребленное тепло.
Роман Селюков: предложил несколько вариантов.
•    Вы получаете средства на содержание здания.
•    Вы продаете эту услугу другим учреждениям.
•    Выведите все на аутсорсинг.

Вопрос 9. Если школа будет предоставлять платные услуги, то кто должен утверждать тариф на эти платные услуги для потребителей?
Роман Селюков: Для БУ – муниципалитет, если ОУ в статусе АУ – само учреждение.

 

 

 

Елена Гробова
Светлана Кузьмина
Татьяна Рыжкова

 

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100